Вчера ОВК (входит в группу ИСТ) объявила о подписании соглашения с американской Amsted Rail по передаче интеллектуальных прав на тележку Motion Control 18-9836. По соглашению с американской компанией ОВК может выдавать лицензии на тележку другим компаниям. ОВК заинтересована в продвижении этих конструкций и готова передавать лицензии всем вагоностроителям, уверяет представитель ОВК. До конца 2015 г. компания планирует сертифицировать грузовые вагоны принадлежащего ей Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ) на тележках Motion Control, говорит представитель ОВК. Во сколько российской компании обойдутся интеллектуальные права, не известно. ОВК это не раскрывает, получить комментарии Amsted Rail не удалось, пишут "Ведомости".
ОВК и Amsted Rail также договорились о создании СП по производству компонентов для тележки, в котором ОВК получит контроль. СП будет создано до конца 2014 г. на площадке ТВСЗ.
Тележка Motion Control рассчитана на нагрузку в 25 т на ось и может использоваться под вагонами в составе грузовых поездов, объясняется в сообщении ОВК. Такие тележки нужны для производства вагонов повышенной грузоподъемности. В эксплуатирующихся в России вагонах максимальная нагрузка на ось — в среднем до 23 т.
ОВК — не первый партнер Amsted Rail в России. До февраля этого года тележку Amsted Rail использовал «Промтрактор-вагон» (входит в концерн «Тракторные заводы»). Но Росжелдор приостановил действие сертификата вагонов производства «Промтрактор-вагона» на этой тележке. В 2011 г. Amsted Rail хотела передать лицензию на производство Motion Control конкуренту ОВК — «Уралвагонзаводу». Компании тоже договаривались создать СП по производству компонентов для грузовых вагонов. При испытаниях тележки Moution Control «Уралвагонзавод» выявил проблемы и отказался от нее в пользу собственной разработки, сказал представитель госкорпорации.
Ранее группа ИСТ приобрела права на другую тележку для вагонов повышенной грузоподъемности — у американской Wabtec (для вагонов грузоподъемностью 23,5 и 25 т на ось). ОВК ожидает, что объем рынка таких вагонов через 5-7 лет достигнет $4 млрд в год (выпуск около 50 000 вагонов в год стоимостью $80 000 каждый). Сейчас средняя цена такого вагона — $63 000-65 000, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Но спрос на этот подвижной состав сильно зависит от мер по поддержке спроса, которые примет правительство, отмечает эксперт.
Правительство уже несколько месяцев разрабатывает меры по стимулированию спроса на железнодорожные грузовые вагоны повышенной грузоподъемности (инновационные вагоны). Недавно ФСТ утвердила скидки на ряд моделей таких вагонов производства ТВСЗ и «Уралвагонзавода». Минпромторг предлагает субсидировать производителей таких вагонов, чтобы те предоставляли железнодорожным операторам скидки на покупку. А Минтранс разрабатывает проект развития тяжеловесного движения (с использованием вагонов с нагрузкой 25-28 т на ось) на сети российских железных дорог.