Во время дебатов в нидерландском парламенте 4 ноября министр финансов Джерон Диссельблоем сообщил, что убытки железных дорог Нидерландов (Netherlands Railways, NS) в результате фиаско проекта Fyra составят около 221 млн евро, а общая сумма убытков, включая предстоящие выплаты по финансовым санкциям компании AnsaldoBreda (итальянский производитель поездов V250), может достичь 465 млн евро. Об этом сообщает railjournal.com, передает портал ЦТС.

Есть опасения, что такой финансовый результат скажется на инвестиционной программе NS, которая, вполне возможно, отменит выплаты дивидендов голландскому правительству. Ранее государство прогнозировало получение 119 млн евро дивидендов от NS за 2013 год, но, по словам Диссельблоема, он не ожидает, что в этом году будут хоть какие-то выплаты.

В предыдущие годы эти средства предназначались для железнодорожной программы Государственного инфраструктурного фонда, из которого финансируются инфраструктурные проекты и текущее содержание железных дорог. При отсутствии дивидендов от NS ее выплаты в инфраструктурный фонд покроет государство. NS – нидерландская акционерная компания, 100% акций которой находится в госсобственности. 

Отказ от Fyra и выход NS из высокоскоростного бизнеса обозначает, что все услуги по скоростному движению на маршрутах Амстердам-Брюссель с 2016 года будут предоставляться операторами Thalys и Eurostar.

Напомним, железные дороги Бельгии и Нидерландов заявили об окончательном отказе от высокоскоростных экспрессов Fyra на линии Амстердам - Брюссель в июне этого года. Ране их эксплуатация была запрещена в январе бельгийскими властями в связи с многочисленными техническими проблемами всего через месяц после выхода на линию.

В итоге маршрут Амстердам - Брюссель лишился большинства прямых поездов. В течение весны были проведены дополнительные тесты поездов, после чего обе страны последовательно решили вернуть их производителю - итальянской компании AnsaldoBreda - и разорвать с ней контракт. Стороны планировали продолжить выяснение финансовых отношений в суде.

Поезда Fyra поступили от производителя с большим опозданием, после чего наблюдались многомесячные задержки с их сертификацией. В итоге после торжественного запуска в начале декабря составы были остановлены всего через месяц с небольшим - налипавший на их днище снег превращался в лед, а затем откалывался и повреждал оборудование вагона. Были обнаружены и другие недостатки.

Кроме того, похожие проблемы возникли у AnsaldoBreda и в Дании, куда она поставляла поезда IC4. Их также сняли с линии через несколько месяцев после запуска, а большая часть составов вообще не вышла на маршруты. Датчане также приняли решение о разрыве контракта с итальянской компанией и возврате всех поездов.

Перевод портала ЦТС