Государственная фискальная служба раскрыла схему нелегального ввоза в Украину яхт, передает lb.ua со ссылкой на пресс-служба ведомства.
В 2012-2013 году яхты ввозились в режиме временного ввоза, поэтому работники таможни проводили условное полное освобождение от налогообложения. По этой схеме на территорию Украины были завезены около 700 морских судов, из-за чего государственный бюджет недополучил 3,5 млн гривен платежей.
По данному факту 21 января инспектору Николаевской таможни было предъявлено подозрение в совершении преступления (часть вторая статьи 364 Уголовного кодекса - злоупотребление служебным положением).
Портал ЦТС получил комментарий о сложившейся ситуации с таможенным оформлением яхт в Украине от адвоката Артура Ницевича, партнера компании Interlegal, и юриста этой компании Кирины Ряшенцевой:
"Судя по всему, в данном случае подразумевается, что вместо таможенного режима "временного ввоза с условным полным освобождением от налогообложения таможенными платежами" к таким яхтам должен был применяться таможенный режим "временного ввоза условным частичным освобождением от налогообложения таможенными платежами", при котором за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока пребывания яхты на таможенной территории Украины должны уплачиваться 3% суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате при импорте.
Из нашей практики мы знаем, что данный вопрос периодически поднимается таможенными органами в Украине. Время от времени, таможенники пересматривают свою "позицию" и "практику" оформления иностранных яхт, которая, зачастую, не просто не совпадает, а прямо противоречит международным нормам.
Так, в украинском таможенном законодательстве полностью отсутствует какая-либо ясность по порядку временного ввоза и последующей эксплуатации некоммерческих яхт, принадлежащих иностранным юридическим лицам. Таможенные органы выработали практику оформления прогулочных яхт иностранных юридических лиц в том же порядке, который предусмотрен для яхт, принадлежащих иностранным физическим лицам. Согласно данной практике временный ввоз оформляется физлицом-нерезидентом, который действует от имени собственника юрлица-нерезидента на основании доверенности. Соответственно, капитан-резидент, имея доверенность на управление яхтой от собственника, не имеет право оформлять временный ввоз иностранной яхты, так как, по мнению таможенных органов, в данном случае отсутствует иностранный элемент, необходимый для применения правил оформления временного ввоза транспортных средств личного пользования гражданами-нерезидентами.
Совершенно очевидно, что такая практика таможенных органов противоречит нормам таможенного законодательства, а требование таможенных органов по оформлению ввоза иностранных прогулочных яхт физлицом-нерезидентом на основании доверенности от собственника юрлица-нерезидента является абсурдным и противоречит как национальным, так и международным нормам.
В частности, само понятие "транспортного средства личного пользования", исключающее собственников-юрлиц, противоречит Конвенции о временном ввозе 1990 года, согласно которой под термином "лицо" как собственника транспортного средства личного пользования понимается как физическое, так и юридическое лицо.
Таким образом, по Конвенции иностранные прогулочные яхты, принадлежащие иностранным юридическим/физическим лицам, при условии регистрации их в государстве флага как "прогулочные" (для личного использования), имеют право на условное полное освобождение от уплаты таможенных платежей при их временном ввозе в Украину."