Московская область соединит линией скоростного трамвая международные аэропорты и наиболее густонаселенные города. Цена вопроса — 204 млрд руб. (более 6 млрд долларов), деньги предстоит найти, пишет газета "Ведомости".
В понедельник на координационном совете по развитию Московского транспортного узла подмосковные чиновники представили проект сети скоростного трамвая. «Ведомостям» удалось ознакомиться с ним. Протяженность линий скоростного трамвая составит 245 км, всего будет около 50 станций. Примерно 26% путей пройдет по эстакадам. Средняя скорость трамвая — 45 км/ч, максимальная — 80 км/ч.
По словам министра транспорта Московской области Александра Зайцева, конфигурация трассы скоростного трамвая позволит рассматривать отдельные ее участки как поперечные транспортные связи, что улучшит ситуацию на автодорогах Москвы и области, а также снизит интенсивность маятникового движения. Самые напряженные транспортные связи между Москвой и городами Московской области разгрузятся в идеале на 15%, а время на дорогу в аэропорты сократится в 2-3 раза.
Проект будет завершен в 2022 г., а пилотные его части — восточная и южная хорды — планируется ввести в эксплуатацию уже в 2018-2019 гг., говорится в презентации, инвестиции — 204 млрд руб. Собственных средств Московская область планирует вложить по минимуму — 14,6 млрд руб., они пойдут на выкуп земельных участков и подготовку территории строительства. Запрашивается 108 млрд руб. из федерального бюджета — на выкуп участков и строительно-монтажные работы.
Все остальные деньги должны прийти из внебюджетных источников и от стратегического партнера.
Кто мог бы стать партнером областных властей в таком проекте, опрошенные «Ведомостями» эксперты предположить затруднились. «Экономический эффект можно повысить путем вовлечения в проект частных инвесторов для девелопмента прилегающих территорий в местах создания пересадочных узлов. По такому принципу это организовано в проекте Малого кольца железной дороги», — считаетАлександр Ованесов, партнер Strategy Partners Group. Теоретически к скоростному трамваю могут проявить интерес такие компании, как «Трансгруп», «Аэроэкспресс». Представитель «Трансгруп» знает о планах областных властей и говорит, что компания готова поставить подвижной состав. Проект официально не представлен, заявлять об интересе к нему рано, сказал представитель «Аэроэкспресса».
Получить комментарии в Минфине не удалось. В программе развития Московского транспортного узла говорится о трамвайном сообщении, область сейчас дорабатывает концепцию, после этого можно обсуждать ее перспективы, рассказывает чиновник Минтранса. Проект сырой, транспортные потоки не просчитаны, инвестиции нужны гигантские, указанных, скорее всего, не хватит, считает один из московских чиновников (часть линии скоростного трамвая пройдет по территории новой Москвы).
Идея скоростного пассажирского транспорта в Московской области логична — это позволит снизить маятниковую миграцию за счет людей, перемещающихся из одной точки области в другую, полагает Ованесов: сейчас они вынуждены в значительной степени делать это через Москву или прилегающую часть области, в том числе на личном автотранспорте. Рост мобильности населения должен привести к развитию экономики области, продолжает он, но проблема в том, что предлагаемый проект очевидно очень капиталоемкий. Необходимо тщательное сравнение предполагаемых выгод с необходимыми инвестициями с помощью транспортного моделирования, обязательны обследование и прогноз пассажиропотоков, уверен Ованесов.
Гендиректор Infranews Алексей Безбородов придерживается другого мнения: «Трамвай — городской вид транспорта, зачем он области, если уже есть железнодорожные кольца?» Безбородов также обращает внимание, что сейчас «Аэроэкспрессом» пользуется всего 20% пассажиров «Домодедово», 15% — «Шереметьево» и 5% — «Внуково». «Зачем трамвайное сообщение между аэропортами, если люди не пользуются самым цивилизованным видом транспорта?» — заключает он.