Спрос на рынке речных перевозок за последний год возрос более чем на треть. Грузоотправители признают, что пользоваться водным транспортом сегодня и дешевле, и надежнее, особенно после обострения конфликта в Донбассе, где заблокирована часть парка железнодорожных вагонов, пишет "Капитал"

Участники рынка ожидают развития перевозок по реке и в следующем году. Правда, этому могут помешать дефицит флота и повышение тарифов на заход судов под иностранным флагом.

Согласно данным Государственной службы статистики, в январе-октябре 2014 г. грузооборот речных портов увеличился на 33,6 % - до 4,41 млн т - по сравнению с аналогичным перио­дом 2013 г. А у некоторых компаний результаты еще более впечатляющие. «Запорожсталь» сообщила, что благодаря стратегическому партнерству с АСК «Укрречфлот» в период навигации 2014 г. меткомбинат отгрузил потребителям через речные порты Украины 850 тыс. т металлопродукции, тогда как годом ранее этот показатель составлял 509 тыс. т.

Читайте также "Запорожсталь" увеличила отгрузку металлопродукции водным транспортом по Днепру на 67%

В «Запорожстали» со ссылкой на гендиректора Ростислава Шурму говорят, что сегодня в стране сложилась крайне сложная ситуация со свое­временной доставкой грузов и продукции конечному потребителю. И речной транспорт как раз помогает организовать бесперебойную доставку продукции своим клиентам. «В 2014 г. мы нарастили объемы экспортных отгрузок по реке на 50 %», - отметил Шурма.

Увеличили свои грузообороты по реке и другие предприятия. Генеральный директор агрокомпании «Нибулон» Алексей Вадатурский сообщил «Капиталу», что его предприятие перевезло по рекам (Днепр и Южный Буг) в нынешнем году 2 млн т зерна - на 40 % больше, чем в прошлом. Он уверен, что во­зить груз по реке на­­много удобнее и вы­­годнее. По словам Вадатурского, в этом году существенно возрос спрос на перевозку зерновых водными путями, что позволило его компании еще и зарабатывать на предоставлении услуг по перевозке. В следующем году, как заверяет глава «Нибулона», компания планирует перевезти по реке на 50 % больше зерна, чем в 2014 г. (до 3 млн т).

Отмечают активизацию гру­­зо­­­­­оборота и речные порты. Юрий Короткий, коммерческий директор Запорожского речного порта, рассказал «Капиталу», что в этом году порт увеличил перевалку грузов на 15 %. Специалист уточнил, что его предприятие снабжается в основном за счет контакта с «Запорожсталью». По словам Короткого, сейчас порт рассматривает возможность сотрудничества с Запорожским ферросплавным заводом.

Консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев говорит, что по рекам также активно осуществляются внутренние перевозки строительных грузов (песок). «Растет роль речных перевозок сельскохозяйственных грузов. Так, «Нибулон» построил целую систему, включающую речные элеваторы, собственный флот (баржи и буксиры класса река - море), перегрузочный комплекс в Николаеве, плавкран для перевалки на рейде», - рассказывает Исаев. По его словам, в настоящий момент многие зерно­трейдеры присматриваются к речным перевозкам, однако из‑за дефицита флота (в основном барж для перевозок зерна) и неразвитости перевалочных мощностей они пока неактивно используют этот вид транспорта. По данным ГП «Дельта-лоцман», основной перевозчик на речном транспорте Украины - АСК «Укрречфлот» - декларирует общий дедвейт своих судов в 80 тыс. т. Судоизмещение второго речного перевозчика грузов - компании «Нибулон» - составляет 131 тыс. т, но он специализируется в основном на зерноперевозках.

Некоторые участники рынка были бы рады арендовать флот за рубежом (чтобы компенсировать дефицит собственных речных судов), но украинские власти постоянно повышают ставки за заход кораблей под иностранным флагом, что делает фактически непривлекательным рынок для таких судовладельцев. Например, стоимость перевозки 1 т груза в направлении Италии речным судном водоизмещением 3 тыс. т составляла в прошлом году $ 45, а в этом она превысила $ 60.

Исаев считает, что для речных перевозок можно использовать су­­да класса река - море. На международном рынке фрахта их достаточно, однако проблему усугубляет ограничение по осадке - выше Днепропетровска глубины в Днепре не позволяют проходить судам осадкой более 3 м. Ниже Днепропетровска средние глубины допускают осадку в 3,65 м. По мнению экспертов, потенциал у речных перевозок в Украине достаточно высокий: в 1990 г. их объем составлял 66 млн т.