Минтранс России хочет ужесточить процедуру присвоения номеров новым вагонам, что фактически заморозит количество грузового железнодорожного парка в стране. Об этом пишет Коммерсантъ со ссылкой на проект приказа министерства.

Предлагается, чтобы номера выдавались собственникам в обмен на списание старого парка или при покупке инновационных вагонов (полувагонов с улучшенными характеристиками). Без номера вагон не может курсировать, поэтому фактически речь идет о контроле поступления на рынок новых составов.

Источник, близкий к Минтрансу, отметил, что речь идет о временном моратории. Однако, в проекте сроки действия не обозначены.

Грузовой парк в России - 1,2 млн вагонов, из них около 500 тыс. - полувагоны. В январе-августе погрузка на железных дорогах снизилась на 1,4% до 808,4 млн тонн, доходность от сдачи вагонов в аренду также упала. Еще осенью 2013 года в РЖД говорили, что около 300 тыс. вагонов - лишние и подлежат списанию. Вагоностроители при этом давно лоббируют переход от закупки обычных вагонов к более дорогим инновационным.

По мнению источника среди производителей, приказ приведет к остановке большинства заводов: инновационные вагоны выпускают только Тихвинский вагонзавод и "Уралвагонзавод" (УВЗ). Против выступают и грузоотправители: угольная СУЭК говорит о нарушении конкуренции и предрекает кризис в вагоностроении. Глава агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров считает, что грузовладельцы опасаются, что при ограничениях арендные ставки могут вырасти.

В Минэкономики проект приказа Минтранса пока не получали, Минпромторг еще не определился с позицией.