В компании "ГПК-Украина" (оператор контейнерного терминала Одесского морского торгового порта) отмечают очевидную нескоординированность действий центральных властей Украины: с одной стороны, Президент Украины, Премьер-Министр Украины и губернатор Одесской области регулярно заявляют курс на привлечение и всяческую поддержку частного инвестирования в развитие государственного сектора экономики, включая портовую отрасль; с другой стороны, на лицо агрессивная и безосновательная позиция контролирующих органов по отношению к тем инвесторам, которые уже вложили колоссальные суммы в развитие отечественного портового сектора и продолжат свой бизнес в Украине.
"Возможность правоохранительных органов государства осуществлять проверку эффективности деятельности порта как государственного предприятия под сомнение не ставится. В этой связи, сама по себе такая проверка никаких опасений у ГПК Украина как прозрачной европейской компании не вызывает. Однако весь стивидорный бизнес, включая и нашу компанию, крайне настораживает и отпугивает не сам факт проверки, а громогласные и скоропалительные заявления СБУ, сделанные еще до оглашения официальных результатов следствия, из которых почти напрямую следует заранее поставленный «диагноз», опорочивающий репутацию всего стивидорного бизнеса в Одесском порту", - прокомментировал управляющий партнер, адвокат компании "АНК" Александр Кифак, представляющий интересы ГПК-Украины в ответ на запрос портала ЦТС.
Больше по теме Спецтема: СБУ VS стивидоры в Одесском порту
В частности, речь идет о заявлениях, содержащихся в официальных пресс-релизах СБУ, о том, что в ходе проверки уже якобы была раскрыта схема разворовывания государственных средств в Одесском морском порту вследствие якобы незаконной и не соответствующей интересам порта и государства передачи объектов портовой инфраструктуры в аренду частным стивидорным компаниям, что якобы привело к убыткам порта и уменьшению поступлений в бюджет.
"Для европейской компании, вложившей сотни миллионов долларов в развитие контейнерного терминала Одесского порта, крайне непонятен такой подход со стороны правоохранительных органов, поскольку он полностью нивелирует принцип презумпции невиновности, не говоря уже о нарушении принципа тайны следствия, и уж слишком напоминает традиционные методы борьбы советской и постсоветской власти с "неугодными" – утверждают в ГПК-Украина.
При этом, в компании рассказывают, что насколько им известно, заявленная со стороны СБУ ссылка на 1 млрд грн. убытков, якобы причиненных государству вследствие передачи портовых активов в аренду стивидорным компаниям, на самом деле была "заимствована" из акта проверки Одесского порта со стороны Контрольно-ревизионного управления в Одесской области, имевшей место еще в 2011 году. Тогда указанная сумма была озвучена не как прямой документально подтвержденный убыток государству, а как сумма доходов, полученных стивидорными компаниями по результатам работы в порту.
То есть, логика КРУ, которая сегодня заимствуется СБУ, была предельно проста: "Все, что ты аработал по результатам своего бизнеса в порту, якобы могло бы вместо тебя заработать государство, следовательно, вся сумма твоего дохода якобы составляет государственный убыток". Тот же факт, что для получения такого дохода каждому стивидору пришлось внести колоссальные суммы собственных инвестиций в модернизацию устаревшей портовой инфраструктуры, а также тот факт, что вследствие таких инвестиций в разы увеличился не только доход самого стивидора, но и доход государства (вследствие увеличения грузопотока, поступлений от портовых сборов, налоговых платежей и т.д.) со стороны СБУ и КРУ преднамеренно игнорируется.
"Что же касается раскрытия схемы контрабанды товаров в Украину через Одесский порт, нформация о чем также содержится в пресс-релизе СБУ, считаем необходимым отметить, что в силу технологии осуществления стивидорного бизнеса, деятельность стивидорных компаний ограничивается сугубо осуществлением перевалки и хранения грузов и не покрывает вопросы, связанные с оборотом таких грузов на международном или внутреннем рынках, их таможенным оформлением, выбором таможенного режима, декларированием, оплатой таможенных пошлин, формированием пакета документов, необходимых для прохождения таможенного контроля и т.д.
Этими вопросами занимаются другие субъекты хозяйствования, работающие в порту (экспедиторы, таможенные брокеры и т.д.). В этой связи, если факты контрабанды, о которых заявляет СБУ, и имели место, стивидорные компании, работающие в Одесском порту, в любом случае, не имеют и не могут иметь к ним какое-либо отношение в силу специфики своей деятельности, посему не могут даже комментировать подобные факты. При этом, в любом случае, важно учитывать, что, по имеющейся у нас информации, конкретный факт выявления автомобиля с контрабандным грузом, на который ссылается СБУ в своем последнем пресс-релизе, был выявлен силами служб самого Одесского порта еще в марте этого года. Из этого следует, что сегодня этот факт просто используется со стороны СБУ как формальный повод начать очередную "охоту на ведьм", - резюмируют в ГПК-Украина.
Напомним, СБУ утверждает, что вопреки интересам ГП, ряд его объектов был передан в аренду частным предпринимателям, в результате чего государственный порт искусственно потерял возможность оказывать полный спектр стивидорных услуг, уменьшая поступления в бюджет Украины. В сделку были вовлечены должностные лица порта, Министерства инфраструктуры и Фонда государственного имущества Украины, отмечают в службе безопасности. При этом через арендованные объекты порта был налажен канал контрабанды товаров в Украину. Утверждается, что Схему обнаружила командированная из Центрального управления СБУ спецгруппа.
Попавшие под прессинг силовиков стивидорные компании 5 августа направили письменное обращение к главе Одесской ОГА Михаилу Саакашвили, в СБУ и Федерацию работодателей транспорта Украины.