Кредитный портфель Государственного агентства автомобильных дорог ("Укравтодор") в настоящее время составляет около 37 млрд гривен, передает Интерфакс-Украина со ссылкой на пресс-службу ведомства.

По словам главы "Укравтодора" Александра Малина, большая часть - доброкачественные кредиты международных финорганизаций, привлеченные на выгодных многолетних условиях, другая - средне- и краткосрочные кредиты украинских банков, привлеченные на разных условиях, в том числе и неприемлемых, а также ценные бумаги, которые были размещены в закрытом режиме под высокие проценты.

"Такого рода заимствования мы планируем подвергнуть реструктуризации за счет погашения облигаций, возврата средств и выпуска нового размещения под более низкий процент. Ведь сегодня максимальная ставка достигает 16,3%, а это очень дорого для финансовых ресурсов, привлекаемых под государственные гарантии", - отметил Малин.

По его словам, на текущий и следующий годы приходится пик долговой нагрузки, поскольку кроме самих кредитов, которые необходимо возвращать поэтапно, существуют еще обязательства по их обслуживанию. Кроме того, есть совокупная задолженность "Укравтодора" перед подрядными организациями за работы, выполненные в прошлые годы, объем которых, по разным оценкам, составляет от 3 до 4 млрд гривен.

"Выбраться из "долговой ямы" мы можем только путем реструктуризации отечественной части кредитного портфеля, а также за счет выделения средств Специального фонда государственного бюджета исключительно на финансирование дорожной отрасли", - подчеркнул он.

Читайте также Гривна на метр дороги: где ищет деньги новое руководство "Укравтодора"

Малин пояснил, что остаток спецфонда после выполнения всех кредитных обязательств и является тем объемом средств, направляемых на эксплуатационное содержание, ремонт, реконструкцию и строительство украинских дорог. По его прогнозам, в ближайшие полтора года единственным источником финансирования капитального ремонта и реконструкции существующих автодорог, а также строительства новых будут только международные финансовые организации. Уже проведены переговоры с Европейским инвестбанком, впереди - встречи с представителями Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

В перспективе же полноценное формирование спецфонда за счет средств от акцизного сбора за импортированные и произведенные на территории Украины нефтепродукты, нескольких видов пошлин и части платежей, связанных с первой регистрацией транспортных средств, планируется направлять исключительно на сохранение и развитие дорожной сети.

"В первую очередь средства так называемого Дорожного фонда будут распределяться между областями Украины по определенному пропорциональному принципу, по которому будут учтены протяженность и категорийность местных и коммунальных дорог, требующих ремонта, в каждом конкретном регионе. Остальная часть ресурсов будет направлена на восстановление и развитие дорог общего пользования", - подытожил Малин.

Напомним, в рамках реформы, начатой предыдущей властью, планируется изменить систему финансирования и управления автодорожной отрасли, во главу угла ставится децентрализация.

Предполагается, что областные отделения Государственной акционерной компании (ГАК) "Автомобильные дороги Украины" (эта компания в основном занимается ремонтами) будут реструктуризованы и переподчинены регионам, под их контроль также отойдут автодороги местного значения. Источники финансирования дорожных работ будут передаваться на места. Таким образом, ответственность за содержание дорог в нормальном эксплуатационном состоянии отойдет региональным администрациям.

Между тем, часть ГАК должна остаться в подчинении "Укравтодора" и продолжит заниматься содержанием дорог государственного значения.