"В этом году банкам нужно отдать около 10 млрд гривен – это тело кредита плюс обслуживание долга. При этом всего на дороги у нас в бюджете заложено 15,2 млрд гривен. А потребность в год только для строительства – 32 млрд гривен. С тем, что есть, простая арифметика – имеем одну гривну на метр дороги. Это смешно", - заявил 24 марта министр инфраструктуры Максим Бурбак.

Состояние украинской дорожной сети сегодня является одной из наболевших проблем страны. Ведь за годы независимости ею мало кто занимался, а потому покрытие стремительно изнашивалось, не получая должного ухода. Если в конце 80-х годов объемы работ составляли порядка 30 тыс. км в год, то сейчас показатель редко доходит до 2 тыс. Ситуация также осложняется тем, что трассы, которые строились во времена СССР, рассчитывались на совершенно другие транспортные потоки и нагрузки на ось. 

Читайте также Дорожный вопрос: варианты решения проблемы

В результате Украина имеет около 170 тыс. км дорог, которые требуют очень быстрых и решительных действий со стороны властей. В противном случае, по оценкам специалистов, наша страна может лишиться своей сети. Однако проблема в том, что такое громадное хозяйство требует 40-50 млрд грн инвестиций в год, а таких денег в бюджете сегодня нет и не предвидится в ближайшее время. К примеру, в текущем году власти планируют направить на дорожное хозяйство немногим более 15 млрд грн, причем 10,5 млрд грн плюс курсовая разница, которая составляет около 650 млн грн, пойдут на погашение долговых обязательств. Правда, в скором времени ожидается пересмотр госбюджета, однако с учетом кризисной ситуации вряд ли  сумма на содержание и развитие дорог в нем увеличится…

Реструктуризация долгов Как же действовать "Укравтодору" в такой ситуации? По словам нового главы Государственного агентства автомобильных дорог ("Укравтодора") Александра Малина, агентство может провести частичную реструктуризацию своего кредитного портфеля, чтобы иметь возможность направить больше денег на дороги. "Все обязательства нашей страны по международным кредитам и контрактам с международными финансовыми организациями, банками будут выполняться в сроки, как бы тяжело нам ни было это выполнять. В то же время целый ряд внутренних заимствований на внутреннем финансовом рынке в качестве прямых кредитов и средств, полученных от размещения ценных бумаг, под процент, который абсолютно невыгоден и не имеет смысла в дальнейшем обслуживании, будет подвергнут реструктуризации путем погашения этих облигаций и организации нового размещения под более низкий процент. Я вам скажу, что максимальная процентная ставка по облигациям составляет 16,3%. Это очень дорого для той категории средств, которые привлекаются под гарантии правительства. Поэтому частичная реструктуризация, если так можно выразиться, обязательно будет проводиться", - сказал он.

Максимальная процентная ставка по облигациям составляет 16,3%. Это очень дорого для той категории средств.

Правда, пока неясно, будет ли Госагентство в связи с этим возвращать неиспользованные 6,7 млрд грн, которые остались от размещения облигаций на сумму 9,25 млрд грн. Предшественник Малина Евгений Прусенко планировал направить эти средства на дороги. Более того, "Укравтодору" еще предстоит рассчитаться с подрядчиками, которым не выплатили почти 3,6 млрд грн за выполненные работы.

Топливный акциз Но реструктуризации внутренних долгов явно недостаточно, чтобы покрыть потребность дорог в финансировании. Поэтому новое руководство надеется, что в скором времени возобновятся поступления из одного из основных источников – топливного акциза, который зачастую терялся из-за теневых схем поставок горючего. "За последние два года недобор дорожного фонда от взимания акциза и пошлины за импорт различных нефтепродуктов, по разным экспертным оценкам, колеблется от 4 млрд до 7 млрд грн. Это достаточно серьезные деньги, которые можно было бы воплотить в конкретных ремонтных и строительных работах на наших дорогах. Сейчас эта схема прикрыта, и я очень надеюсь, что она не возродится никогда. Соответственно, поскольку рынок потребления нефтепродуктов в стране не сузился, и свято место пусто не бывает, международные нефтяные компании постепенно займут эту нишу. Вырастут объемы нефтепродуктов, легально поступающих в страну. Мы получим, и у нас есть такие прогнозы, существенное увеличение объемов дорожного фонда, которые сразу же будут использованы на текущий ремонт, а, если останутся средства, и на капитальный ремонт", - прогнозирует Малин.

Правда, с проблемой контрабанды нефтепродуктов не удалось справиться еще ни одному из предыдущих Кабинетов министров. В свое Борис Колесников, будучи на посту главы Мининфраструктуры, жаловался на то, что акциз разворовывается. А текущее правительство, которому нужно срочно реагировать на внешнеполитические вызовы и в то же время заниматься неотложными инфраструктурными вопросами, как то дороги, по всей видимости, сконцентрируется на предвыборной президентской кампании. Хотя что успеет сохранить Украина к моменту самого голосования – большой вопрос.

Но, возвращаясь к теме акциза, следует сказать, что власть вряд ли избавится от теневого рынка горючего, и с большой долей вероятности свято место займут другие компании, дружественные ей. Поэтому вряд ли следует ожидать какой-либо серьезной финансовой поддержки от топливных поборов.

Помощь Запада Руководство "Укравтодора" также надеется на финансовую помощь от стран Запада, которая может поступить в ближайшее время. "Средства, которые, даст Бог, мы получим от Евроцентробанка, правительства Соединенных Штатов, Международного валютного фонда, будут направлены централизованно на оздоровление экономики и, соответственно, опосредованно это скажется на возможностях "Укравтодора" распоряжаться определенным финансовым ресурсом", - отмечает Малин.

Но и здесь возникают определенные нюансы. Дело в том, что все средства, независимо от их назначения поступают на счета Государственного казначейства. А потому, как это нередко бывало раньше, деньги, подготовленные для дорожных работ, могут неожиданно уйти на решение каких-либо других, срочных задач. Предыдущее руководство "Укравтодора" выступало с инициативой открыть для Дорожного фонда отдельные счета в государственных банках, и тем самым снизить риски нецелевого использования этих ресурсов. Однако пока неясно, поддержит ли такую идею действующее правительство. Да и сама помощь Запада будет разовой.

Контроль веса Еще одним шагом для сохранения дорожной сети будет передача контрольно-весовых комплексов в ведение Укртрансинспекции, которая, со своей стороны, будет с их помощью контролировать грузовые автомобили. "Крупногабаритный транспорт чаще всего следует перегруженным, что отрицательно влияет на состояние дорог. Передача весовых комплексов в распоряжение Укртрансинспекции позволит более мобильно и эффективно осуществлять государственный контроль на автомобильном транспорте", - отметил глава инспекции Валерий Черненко. Правда, все будет зависеть от того, насколько эффективно будет реализован этот замысел. Ведь человеческий фактор и коррупция могут свести все плюсы от идеи на нет, и в итоге грузовики продолжат ломать многострадальные автомобильные дороги.

С учетом вышесказанного, остается резюмировать, что восстановление дорог будет очень непростой задачей. Решить проблему острой нехватки средств на эти работы вряд ли удастся в ближайшее время. Поэтому ожидать скорых улучшений в дорожном хозяйстве Украины не стоит.

Читайте также интервю с предыдущим главой "Укравтодора" Евгений Прусенко о том, когда и какие дороги станут лучше