В июне 2013 года экспорт из Китая снизился на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, импорт - на 0,7%, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на официальную статистику. Динамика показателей резко разошлась с ожиданиями экспертов (рост экспорта на 3,7%, пишет Bloomberg) и в очередной раз продемонстрировала хрупкость внешнего спроса как главного локомотива развития второй экономики мира, пишут Ведомости.

Положительное сальдо торгового баланса Китая составило в июне 27,1 млрд долларов. В первом полугодии этот показатель был почти на 60% выше, чем за тот же период 2012 года, и в обычных условиях приток средств резко ускорил бы экономику. Однако в данном случае это статистический фокус, пишет Financial Times: компании усиленно ввозили капитал в обход ограничений, используя фальшивые (завышенные) экспортные инвойсы. В последние месяцы власти КНР прикрыли эту лазейку.

"Показатели экспорта были попросту искусственно раздуты, и наступила расплата, - заявил FT экономист Societe Generale Вей Яо. - Однако несомненно и то, что внешний спрос на китайскую продукцию снижается, соответственно властям страны следует задуматься о курсовой политике. Курс юаня завышен, сомнений в этом нет".

Индекс деловой активности (PMI) в июне снизился в Китае до 50,1 с майского уровня в 50,8 пункта. Аналогичный индекс, рассчитываемый HSBC, указывает на спад: снижение с 49,2 в мае до 48,2 пункта в июне.

В начале следующей недели выходят данные по ВВП Китая во втором квартале - ожидается, что он замедлится до 7,5%. Учитывая, что все отраслевые индикаторы динамики, от строительства до займов в банках, снижаются, Китаю грозит недостижение норматива роста ВВП (7,5%) впервые со времени азиатского финансового кризиса 1998 года, пишет FT. Власти Китая не выражают беспокойства по этому поводу, связывая происходящее с переходом от инвестиционной к более устойчивой модели развития.