Украинская таможня остановила импорт комплектующих для производства тракторов на Харьковском тракторном заводе в связи с подозрением, что ХТЗ минимизирует таможенные платежи. Между тем, украинская группа УПЭК заявляет, что ХТЗ перестал выполнять контракт на покупку у нее тракторокомплектов, вместо этого появился "серый" импорт китайского оборудования. Об этом пишет Коммерсантъ-Украина.

Проблемы с таможенным оформлением импорта из России для ХТЗ начались 9 октября, а 18 октября завод остановил сборочный конвейер. На границе задержаны 11 фур, один контейнер и один железнодорожный вагон с комплектующими из России, Китая, Италии - грузы на сумму 1 млн гривен. На заводе заявляют, что в создавшейся ситуации под угрозой срыва оказалось выполнение крупного контракта на поставку 215 тракторов для Кубы - срок контракта истекает 5 ноября.

Миндоходов на своем сайте отметило, что цена на комплектующие, заявленная ХТЗ в девяти таможенных декларациях, "существенно отличалась от цены, по которой идентичные детали ввозились в Украину на адрес иных лиц, не связанных с российским поставщиком". Завод не предоставил дополнительных документов, подтверждающих заявленную стоимость, в результате чего импорт остановлен для проверки, в том числе в условиях лаборатории. Кроме того, по словам таможенников, предоставленная предприятием техдокументация к частям двигателей "не позволяет достоверно классифицировать эти товары".

В УПЭК, предприятия которой многие годы поставляли комплектующие на ХТЗ, рассказали, что в феврале группа подписала с тракторным заводом годичный контракт на поставку 1,2 тыс. тракторокомплектов на сумму около 120 млн грн, однако с приходом нового руководства на ХТЗ в июне этот завод перестал выполнять контракт.

Почетный президент УПЭК, депутат Анатолий Гиршфельд (Партия регионов) считает, что ХТЗ использует "серые" схемы, когда китайская продукция завозится в Украину через несколько российских компаний.

На харьковской таможне заявили, что груз, заявленный в первых трех декларациях 9 октября, поступит на ХТЗ уже в понедельник. Если завод предоставит документы, подтверждающие таможенную стоимость, таможня с этой стоимостью согласится. В противном случае груз растаможат по стоимости, определенной на основании аналогичных поставок других компаний.