РЖД может вернуть вагоны "дочке" - Федеральной грузовой компании (ФГК), рассказали Ведомостям четыре источника, близкие к компаниям и их клиентам.
По словам одного из них, это инициатива гендиректора ФГК Виталия Евдокименко, он написал об этом президенту РЖД Олегу Белозерову. Вместе с тем представитель ФГК опровергает факт отправки такого письма.
ФГК передала 100 тыс. своих полувагонов (74% всего парка) в управление структуре РЖД Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) в середине июля. Договор действует до конца 2016 года. ЦФТО как агент получит в качестве вознаграждения 1% без НДС от "объема продаж", но не более 1 млрд рублей. ЦФТО берет на себя и коммерческие функции.
РЖД и ФГК рассчитывали, что агентский договор повысит эффективность работы полувагонов и сократит издержки ФГК на порожний пробег (самая затратная часть расходов компании). Но получилось обратное: в августе часть клиентов ФГК не была полностью обеспечена вагонами, рассказывают два источника, близкие к компаниям-грузоотправителям.
По данным ЦФТО, например, на Западно-Сибирской железной дороге заявки клиентов ФГК в августе выполнялись на 30-70%. Это и стало основным аргументом руководителя ФГК в диалоге с РЖД о возврате полувагонов, рассказывает один из собеседников.
Основная причина снижения эффективности работы - недостаточность компетенций для этого у ЦФТО, считает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Нужно было синхронизировать передачу вагонов с переходом коммерческой службы ФГК в ЦФТО, но этого сделано не было, заключает он.
Это не первая попытка РЖД управлять парком ФГК. В начале прошлого года "дочка" монополии также передавала свои полувагоны в управление РЖД, но в конце года вернула их - другие операторы не последовали примеру. РЖД нужно 200-300 тыс. вагонов для создания "эффекта масштаба", за счет чего монополия могла бы оптимизировать логистику - вагоны стали бы обезличенными и сократились бы затраты на порожний пробег всех операторов.