FESCO планирует развивать перевалку зерна через принадлежащий компании Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). В конце прошлого года через порт была отправлена первая партия в 2,5 тыс. тонн в Японию. В будущем перевалка зерна может достичь 1 млн тонн зерна в год. Об этом пишут Ведомости со ссылкой на источник.
Сейчас основной груз для ВМТП - контейнеры. Объем их перевалки за девять месяцев 2013 года составил почти 350 тыс. TEU. Объем перевалки генеральных грузов за девять месяцев прошлого года через Владивосток достиг 1,5 млн тонн. Сколько из них пришлось на зерно, FESCO не раскрывает.
Специализированного терминала для перевалки зерна на Дальнем Востоке нет, перевалка осуществляется способом "вагон-судно". У FESCO ранее были планы по строительству зернового терминала в порту Владивосток вместе с японской Mitsui. Но проект так и не был реализован. В планах одного из совладельцев FESCO - группы "Сумма" (владеет 32,5%) совместно с Объединенной зерновой компанией (ОЗК, 49,9% которой тоже принадлежит "Сумме") построить зерновой терминал на Дальнем Востоке - в Зарубине (мощность до 5 млн тонн в год).
FESCO может рассчитывать на высокий доход от перевалки зерна, отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. Рентабельность перевалки этого груза, например, в Новороссийске достигает 80% по EBITDA, но в портах Дальнего Востока этот показатель будет ниже - из-за высокой стоимости железнодорожной перевозки, отмечает эксперт.
Увеличение объемов перевалки зерна через ВМТП собеседники Ведомостей связывают с ростом спроса на него в Японии. Японский банк "Хоккайдо" в конце прошлого года предложил российскому Минэкономразвития создать в Хабаровском и Приморском крае особые экономические зоны (ОЭЗ) для выращивания зерна и других сельхозкультур. Сейчас банк формирует пул инвесторов из японских компаний и готовит конкретные предложения по созданию ОЭЗ. Японцы планируют выращивать там зерновые, сою и гречиху. В Амурской области японские компании уже выращивают сельхозкультуры.