Сырьевой суперцикл завершился и структура мирового экономического роста переживает фундаментальные изменения, пишут аналитики Citi в отчете "После Китая: будущее мировой экономики природных ресурсов", передают Ведомости.

Модель, в которой Китай играл роль мировой фабрики, а развитые страны обеспечивали рост за счет потребительского спроса, сменяется другой: производство и конечное потребление более равномерно распределены по земному шару.

В 2002-2010 гг. сырьевой индекс DJ-UBS (сейчас - Bloomberg Commodity) вырос на 328% (а к максимуму в 2008 году - на 441%). Масштабы "бычьего" рынка были беспрецедентны, отмечают в Citi, так как произошел структурный сдвиг в модели мирового экономического роста и цены практически на все сырьевые товары в начале века оказались на дне цикла (уникальный случай). Сырьевой суперцикл характеризовался необычайно высоким, устойчивым, синхронным ростом всех регионов мира, а его основной движущей силой был Китай. "В ближайшее же десятилетие мы ожидаем более медленного, менее однородного с географической точки зрения и менее синхронного роста спроса", - пишут эксперты Citi.

"Ни одна крупная развивающаяся страна не сможет подняться до того уровня, где сейчас приземляется Китай", - полагают они. Индия и Бразилия не смогут его заменить, считают в Citi: в этих демократических странах властям вряд ли удастся добиться консенсуса, необходимого для поддержания высокого уровня инвестиций в основные фонды, который бы стимулировал спрос на сырье. Японии и Европе в 1950-1970-х гг. это удалось на волне послевоенного восстановления, у "азиатских тигров" структурные реформы в экономике начинали авторитарные режимы.

Влияние Китая на сырьевые рынки было поистине драматическим, соглашается главный экономист "Ренессанс капитала" Чарльз Робертсон: "Всего за несколько лет темпы роста ВВП ускорились со 100 млрд долларов до 1 трлн долларов в год. Мы думаем, Индия будет прибавлять лишь по несколько сотен миллиардов долларов в год". Кроме того, предложение сырья догнало спрос и средняя цена нефти в ближайшие 5-10 лет может колебаться около отметки 50 долларов за баррель, считает Робертсон.

Спрос на сырье, полагают в Citi, будет в гораздо большей степени распределен по миру и зависеть от "пятерки развивающихся регионов" - Индии, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. Ближнему Востоку потребуется больше нефти, Индии - угля, а неоспоримое влияние Китая сохранится лишь на рынке металлов.