Несмотря на общее таможенное пространство и практически одинаковые условия ведения бизнеса, авторынки России, Беларуси и Казахстана в 2014 году показали совершенно разную динамику развития. Об этом пишет Ежедневник.
По данным издания, в России продажи упали до такой степени, что дилеры начали объявлять себя банкротами и закрываться. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и LCV в России за 10 месяцев 2014 года снизились на 12,7% к аналогичному периоду прошлого года (-289,9 тыс. единиц), составив 1,991 млн автомобилей.
Падения продаж у ряда брендов достигли 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прирост - на 11% зафиксирован всего у одного бренда - Nissan.
Ожидается, что по итогам 2014 года в России будет продано 2,45 млн авто, что на 12% меньше, чем в прошлом году (2,77 млн), 500 из 4 тысяч дилерских центров будет закрыто.
Авторынок Казахстана за 10 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого вырос на 2,8% (чуть меньше 134 тыс. машин) до 137 тыс. авто. Один из самых значимых показателей для страны - рост производства машин на собственных производственных площадках: с начала года собрано 32 тыс. ед. Из России импортируется наибольшее количество машин - 76,4 тыс. ед. (55,8% доли рынка), автомобили из Узбекистана заняли третье место (на втором - Казахстан) с долей рынка 7%.
Примечательно, что Беларусь и вовсе выделилась - в ноябре в стране было зарегистрировано более 6 тыс. новых автомобилей, при том, что дилеры продали лишь 2,4 тыс. Председатель правления автомобильной ассоциации БАА Сергей Михневич назвал ситуацию "катастрофой для дилеров и бюджета страны", так как более 60% машин ввезены не по официальным каналам.
Белорусские дилеры запланировали на этот год прирост в 10-15%, однако сейчас видно, что объем рынка будет меньше - продажи составят 26 тыс. машин против 30 тыс. годом ранее. При этом регистрация, по ожиданиям БАА, превысит 40 тыс. новых машин. "Автомобили опять стали средством инвестиции, их покупают впрок. Это предвестник очень серьезного падения продаж в следующем году", - считает Михневич.
Уже в 2015 году поставки автомобилей Geely, сделанных в белорусском Борисове, могут прекратиться из-за производства казахстанцев, которое скоро запустят в Костанае. Там же будет размещена сборка машин брендов Peugeot и Citroen, которые планировалось завозить в страну из белорусского Обчака.
Самыми популярными автомобильными марками в России в этом году стали Lada, KIA, Renault; в Казахстане - Lada, KIA, Hyundai; в Беларуси - Renault, Volkswagen, KIA.