После эпохи бурного роста на российском рынке авиаперевозок наступает время снижения спроса. Эксперты предрекают рост цен и сокращение числа маршрутов, пишут газета Ведомости.

В 2014 г. российские авиакомпании расплачивались за бурный рост предыдущих лет. Компании рассчитывали на дальнейший рост пассажиропотока, но надежды не оправдались. Решающее влияние на отрасль оказало падение рубля и, как следствие, снижение спроса на туристические перевозки и одновременный рост лизинговых платежей — они, как правило, номинируются в долларах.

Независимый авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко отмечает, что помощь понадобилась прежде всего тем авиакомпаниям, которые активно пополняли флот с помощью финансового лизинга. Суть в том, что перевозчик покупает в рассрочку новый самолет — для этого требуется активное привлечение кредитных ресурсов, в отличие от операционного лизинга, который не предполагает выкуп самолета в в собственность.

Использование финансового лизинга подвело, в частности, «Трансаэро» и «Ютэйр», которые брали кредиты, в том числе краткосрочные. Сейчас две эти авиакомпании, как рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович, обратились за помощью к правительству. В 2012-2013 гг. для перевозчиков работала схема рефинансирования краткосрочной задолженности — сейчас из-за санкций, наложенных на банки, она стала невозможна. «У компаний, которые 40 лет работают по схемам финансового лизинга, денежные потоки разнонаправленные, уже начинают приходить средства от ремаркетинга самолетов. Наши перевозчики не могут на это рассчитывать», — говорит Крамаренко.
Те авиакомпании, которые работали исключительно по операционному лизингу и у них не было существенной задолженности, чувствуют себя гораздо лучше — это, например, «Уральские авиалинии» и S7, говорит Крамаренко. Но даже финансово устойчивые компании — например, «Аэрофлот» — получили убытки из-за курсовой разницы. Чистый убыток «Аэрофлота» по МСФО за три квартала — 3,6 млрд руб. против прибыли за аналогичный период прошлого года.

Необходимость согласовывать полеты над Украиной, на которые крупнейшие авиакомпании поначалу сетовали, оказалось не главной проблемой. Большей проблемой оказалось снижение спроса. Если в середине года специалисты говорили о снижении темпов роста, то к концу года, по крайней мере на международных линиях, началось настоящее падение на перевозках между Россией и СНГ и местных перевозках. Хотя в целом количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями зв 11 месяцев, всё же увеличилось на 10,5%.

«Необходимость привлекать деньги заставила компании демпинговать, — говорит руководитель аналитической службы отраслевого агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев. — Пассажир в данном случае выступает самым доверчивым кредитором, который может обеспечить приток средств». По данным портала Aviasales, за декабрь российские авиакомпании сократили цены на некоторых внутренних направлениях: в частности, на полеты в Сочи, Екатеринбург, Калининград и Казань. На международных линиях примером демпинга может служить история вокруг возобновления прямых рейсов российских авиакомпаний в Тбилиси — в демпинге российские авиакомпании, в частности «Аэрофлот», в конце ноября обвинил руководитель Georgian Airlines. По его словам, такое поведение российских перевозчиков снизило загрузку рейсов грузинской авиакомпании на 60-70%.

Одновременно компании избавляются от рейсов, которые не загружены, и будут продолжать делать это в начале следующего года. «Трансаэро» обещает сокращать провозные емкости на международных рейсах, выполняемых из регионов России. В середине октября гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов говорил, что компания сократит около 20% рейсов в зимней навигации. На прошлой неделе губернатор Тюменской области Владимир Якушев заявил, что «Ютэйр» должна оставить направления на территории Тюменской области, Ямала и Ханты-Мансийского автономного округа в том или ином виде.

Вчера губернатор заявил, что Тюменская область в 2015 г. планирует выделить 500 млн руб. на субсидирование рейсов «Ютэйр» в пределах региона с учетом Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Самое логичное решение для компании — максимально сократить самолетную составляющую бизнеса и сохранить вертолетный бизнес — эта одна из немногих компаний, которая имеет контракты с ООН на перевозку грузов, говорит Крамаренко.
Вместе с сокращением провозных емкостей и количеством рейсов авиакомпании будут повышать цены. Как отмечает Пантелеев, цены начнут расти уже в I квартале. «Альтернативой росту цен является либо очень массированная государственная поддержка, которая покроет разницу между себестоимостью и выручкой на треть, либо неизбежный вариант с повышением тарифов», — отмечает эксперт. Даже если курс доллара снизится сейчас, это не покроет перевозчикам накопленные за 2014 г. долги, которые в целом по отрасли, по оценке АЭВТ, составляет более 20 млрд руб.

Между тем господдержка авиакомпаний на федеральном уровне уже на подходе: постановление о госгарантии «Трансаэро» под кредит в ВТБ на 9 млрд руб. было подписано премьером Дмитрием Медведевым на этой неделе. Акции «Ютэйр», как сообщают источники ТАСС и подтверждал источник «Ведомостей» в одном из банков-кредиторов, готов купить государственный Сбербанк.

Кроме сокращения рейсов в дальнейшем стоит ждать и сокращения рынка чартерных перевозок. Начало этому процессу положило прошедшим летом банкротство нескольких туроператоров, которое создало проблемы чартерным перевозчикам. Одним из примеров стали «Оренбургские авиалинии»: в составе группы «Аэрофлот» они отказались от чартерных рейсов и стали открывать внутренние, где их конкурентами является «Ютэйр» и недавно запущенная «Победа». Вероятно, корректировка или полное изменение бизнес-модели станет тенденцией для авиакомпаний в следующем году — необходимым шагом для выживания на сокращающемся рынке.