Ассоциация контейнерных линий Украины (АКЛУ) призывает покончить с вымогательством и шантажом экологов в портах, из-за чего судоходные компании могут скоро совсем отказаться от заходов в морские гавани страны, которые уже ассоциируются с "самыми коррумпированными и опасными африканскими портами". АКЛУ обратилась по этому вопросу с открытым письмом к президенту Украины, премьер-министру, главам СБУ и Госпогранслужбы, министру инфраструктуры, министру экологии и природных ресурсов, генеральному прокурору и главе Антикоррупционного бюро Украины.
Как говорится в письме, последними фактами произвола экологических инспекторов стал недопуск на таможенную территорию Украины балкеров Alina (флаг Грузии) и Heilan Star (флаг Панамы). Первое судно прибыло 14 января для ремонта на Ильичевский судоремонтный завод, второе - 17 января для погрузки в Ильичевский порт. В обоих случаях экологические инспекторы потребовали забор проб изолированного балласта и, получив отказ, не согласовали судам прохождение экологического контроля.
АКЛУ отмечает, что химический анализ изолированного балласта судна, которое заходит в порт, не требуется международным законодательством, в частности, Конвенцией МАРПОЛ 73/78, которая является частью национального законодательства Украины и которой руководствуются все участники логистического процесса и контрольные органы в цивилизованных портах мира.
"В Украине же экоинспекция при осуществлении экологического контроля судов в пунктах пропуска через государственную границу, кроме мероприятий, предусмотренных приказом Министерства охороны окружающей среды и ядерной безопасности Украины от 08.09.1999 №204, беспредельно берет пробы изолированного балласта, проводит его химический анализ на соответствие нормативам и, во многих случаях, требует оформления судовой экологической декларации - документа, предоставление которого противоречит нормам международного законодательства, в частности, Конвенции об упрощении морского судоходства 1965, а также не предусмотренного внутренним законодательством Украины", - говорится в письме.
Экологические инспекторы поясняют, что химический анализ изолированного балласта необходим, чтобы не допустить загрязнения. Однако это фикция, заявляет АКЛУ, так как нормы, по которым вода признается чистой, специально искажены, чтобы тесты невозможно было пройти.
"Эти нормы придуманы непосредственно проверяющими в свою пользу ради создания коррупционной схемы. Даже питьевая вода не соответствует этим нормам, в частности, по уровню железа. То есть каждый раз, когда берется анализ, определяются отклонения. И при этом после отбора проб и проведения анализа изолированный балласт сбрасывается в акватории соответствующего порта. Таким образом, положительный экологический эффект от действия экоинспекции отсутствует", - отмечается в письме.
Ассоциация добавляет, что подобные действия экологических инспекторов стоят судовладельцу или фрахтователю десятки тысяч долларов за каждый день простоя судна. Кроме того, страдают все участники логистической цепочки, так как срываются графики поставок товаров, перевалочные терминалы и наземный транспорт вынуждены простаивать.
Ассоциация контейнерных линий Украины объединяет агентов, которые представляют международных перевозчиков контейнеров в морских портах Одесса, Южный, Ильичевск, Мариуполь. Ее возглавляет руководителем одесского филиала ООО МАЕРСК Украина Стефан Кленчу.
Читайте также Спецтема: произвол экологов в портах (обновляется)