"Аэрофлот" предпочитает брать самолеты в лизинг у российских компаний. Их условия стали не хуже, чем у иностранных конкурентов, пишут Ведомости.
На внеочередном собрании 15 октября акционерам авиаперевозчика предстоит одобрить две лизинговые сделки - на 50 Boeing 737 Next Generation у "Авиакапитал-сервиса" (дочерняя компания "Ростеха") и на пять А321-200 у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, на 100% принадлежит государству). Пять А321-200 заказывал у Airbus сам "Аэрофлот" в 2008 году. Поставка должна была начаться в этом году. Теперь авиакомпания передает контракт ГТЛК, а самолеты возьмет у нее в лизинг.
За каждый самолет по контракту с Airbus "Аэрофлот" должен был заплатить по 58,3 млн долларов. Аванс в 43,7 млн долларов уже уплачен. Остальное производитель получит в момент поставки лайнеров, но уже от ГТЛК, которая вернет "Аэрофлоту" аванс.
Аренда каждого А321-200 у ГТЛК обойдется "Аэрофлоту" в 460 тыс. долларов в месяц. А за 12 лет (срок лизинга) авиакомпания заплатит 331,2 млн долларов. Бывший начальник службы планирования парка "Аэрофлота" Сергей Колтович отмечает, что ставка лизингового платежа рассчитывается как 0,75% от поставочной цены самолета. Таким образом, по этой формуле "Аэрофлот" должен был бы платить ГТЛК 437,250 тыс. долларов в месяц за аренду каждого самолета. А всего за 12 лет платежи составили бы 314,8 млн долларов.
До 2012 года "Аэрофлот" брал в аренду самолеты иностранного производства исключительно у зарубежных лизинговых компаний (GECAS, RBS, ILFC и проч.). Но теперь ситуация поменялась. В 2012-2013 гг. "Аэрофлот" взял в аренду у "ВЭБ лизинга" три А321-200 и шесть Boeing 777-300ER, а также семь А321-200 у литовской AviaAM Leasing AB.
"Все чаще условия, предлагаемые российскими структурами, оказываются выгоднее", - объясняет представитель "Аэрофлота". "Отечественные компании конкурентоспособны", - уверяет гендиректор "Ильюшин финанс" Александр Рубцов. Они, как и зарубежные лизинговые компании, занимают деньги у американских и европейских банков, привлекают гарантии экспортно-импортных агентств.