Объем невывоза грузов к 2020 году в России может составить до 190-200 млн тонн, при этом каждый невывезенный 1 млн тонн грузов в среднем приводит к потере 1 млрд рублей (32,7 млн долларов) прямых доходов бюджетной системы. Как отмечается в сообщении Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), такой сценарий развития событий возможен при отказе государства от финансирования развития железнодорожной инфраструктуры, передает РБК.

В ИПЕМ считают, что обнародованный в конце прошлого года проект Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года "несбалансирован и нуждается в доработке".

При сравнении Транспортной стратегии с утвержденной правительством РФ еще в 2008 году Стратегией развития ж/д транспорта до 2030 года в ИПЕМ отметили, что объемы строительства новых грузопассажирских ж/д линий снижены в 46 раз (до 503 км против 23,08 тыс. км). Акцент сделан на строительстве высокоскоростных линий и реконструкции существующих путей под скоростное сообщение. Несмотря на то что общие объемы финансирования развития ж/д транспорта в Транспортной стратегии выросли в 2,8 раза (в расчетных ценах 2007 года и 2011 года), акцент в сфере бюджетного финансирования сделан на строительстве автодорог.

"На железные дороги предусмотрен 21% финансирования из федерального бюджета (6,1 трлн рублей (200 млрд долларов) из запланированного общего объема в 29,6 трлн рублей (970 млрд долларов)), а на автомобильные дороги - 96%, то есть около 32,4 трлн руб. из федерального и регионального бюджетов", - отметили в ИПЕМ.

В институте считают, что реализация Транспортной стратегии до 2030 года в нынешнем виде "приведет к существенным проблемам для экономического развития России", в частности к росту транспортных затрат грузовладельцев, инфраструктурным ограничениям роста экономики и ухудшению устойчивости работы грузового железнодорожного сообщения.

Кроме того, в ИПЕМ при текущем сценарии прогнозируют существенный рост нагрузки на автомобильную инфраструктуру и сокращение инвестиционных программ у клиентов железных дорог.