На прошлой неделе вице-президент Еврокомиссии и бывший еврокомиссар по транспорту Антонио Тайани представил в Брюсселе новую стратегию развития судостроения ЕС под амбициозным названием LeaderSHIP 2020. Рассчитана стратегия до 2020 года, передает SeaNews.
Авторы документа отмечают дефицит квалифицированных кадров в судостроительной отрасли и предлагают выработать системный поход к решению кадровых проблем на общеевропейском, государственном и региональном уровнях, в том числе путем гармонизации систем дипломирования и присвоения ученых степеней, чтобы выпускникам профильных специальностей было легче находить работу.
Доступ к финансированию сегодня стал самым главным конкурентным фактором в борьбе за международные судостроительные контракты, отмечают в Еврокомиссии. Исходя из этого, стратегия предлагает максимально использовать возможности финансирования по линии Европейского инвестиционного банка (в первую очередь для экологически ориентированных проектов), изучить перспективы разработки механизмов долгосрочного финансирования и рассмотреть возможности создания государственно-частного партнерства (ГЧП) в морской сфере.
Программа предполагает также создание дорожной карты ГЧП общеевропейского уровня, которое занималось бы разработкой технологий минимизации выбросов в атмосферу и строительства эко-эффективных судов. Кроме того, предлагается изучить возможность создания ГЧП по морской возобновляемой энергии.
Согласно стратегии, страны ЕС и прибрежные регионы должны рассмотреть возможность выделения в 2014-2020 средств на диверсификацию предприятий, работающих в сфере морских технологий, чтобы обеспечить выход в новые рыночные сегменты. Планируется также ряд мер по облегчению доступа на рынок и поддержанию честной конкуренции.
По данным Еврокомиссии, европейская судостроительная отрасль - это около 300 верфей, из них примерно 80% попадают в категорию мелкие и средние, около 90% продукции судостроения идет на экспорт. В сфере морского оборудования и технологий работают около 7,5 тыс. компаний, большинство из них также можно отнести к мелким и средним. Порядка 70% их продукции предназначено для экспортных рынков.