ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) в 2013 году планирует продать контрольные пакеты в двух из трех своих вагоноремонтных компаний (ВРК), созданных на базе своей соответствующей дирекции, выручив за них примерно 12 млрд рублей (400 млн долларов). Об этом говорится в презентации ж/д монополии для инвесторов, передает Интерфакс. Кроме того, планируется продать "Вагонреммаш".

Так, будут проданы ОАО "ВРК-2" и ОАО "ВРК-3". Доли в них РЖД планируют продать за 6,7 млрд руб. и 5,3 млрд руб. соответственно.

РЖД создали три ВРК в 2011 г. на базе имущества своей центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ). Все они учреждены в качестве 100%-ных "дочек" монополии. В общей сложности перевозчик передал им 118 вагоноремонтных подразделений, входящих в структуру ЦДРВ (суммарной мощностью 358,134 тыс. операций в год): 40 из них получили ВРК-1 (137,38 тыс. ремонтных операций в год), по 39 - ВРК-2 и ВРК-3 (119,3 тыс. и 101,453 тыс. операций, соответственно).

Вагоноремонтный комплекс РЖД реформирован в рамках программы структурных преобразований на железнодорожном транспорте, утвержденной в 2006 г. "РЖД считают, что продажа этих пакетов акций будет способствовать формированию конкурентного рынка услуг по ремонту вагонов", - отмечала монополия в проспекте.

Сейчас вагоноремонтный рынок, в частности, является привлекательным для частных грузовых ж/д операторов, наращивающих парки своих вагонов. В начале 2011 г. на долю этих ВРК приходилось около 70% рынка вагоноремонтных услуг, после продажи эта доля сократится до четверти. Ранее РЖД заявляли, что планируют продать 50% минус 2 акции ВРК-1 и не менее чем 75% минус 2 акции в ВРК-2 и ВРК-3.

Также в презентации отмечается, что в 2013 г. монополия намерена приватизировать и еще одну свою ремонтную "дочку" - ОАО "Вагонреммаш" (ВРМ), выручив за контрольный пакет 2,4 млрд руб. (80 млн долларов). ВРМ был создан на базе трех вагоноремонтных заводов в Воронеже, Новороссийске и Тамбове, занимается капитальным ремонтом пассажирских вагонов.

Акции компаний РЖД приватизируются в рамках реформы ж/д транспорта в РФ, которая, в том числе, реализуется для разделения естественно-монопольных и конкурентных видов бизнеса, развития конкуренции в рыночных сегментах отрасли и повышения экономической эффективности работы РЖД. Средства от продажи акций "дочек" монополия направляет на свою инвестпрограмму.