В декабре 2012 года РЖД впервые с кризисной осени 2009 года зафиксировало погрузку ниже, чем за аналогичный период предыдущего года. В январе также ожидается сокращение грузооборота, пишет Коммерсантъ.
Напомним, в целом за прошлый год погрузка на РЖД выросла на 2,4% до 1,27 млрд тонн. Основными драйверами роста стали строительные грузы, уголь, нефть и нефтепродукты.
Однако в начале осени темпы роста погрузки стали замедляться и уже в декабре упали на 3,7% до 95,6 млн тонн по сравнению с последним месяцем 2011-го.
В прошлогоднем декабре прирост показали только нефть и нефтепродукты - на 4,6% (погрузка составила 20,5 млн тонн). Стабильными были объемы погрузки угля (25,4 млн тонн, падение на 0,4%). Зато снизилась на 39,6% погрузка зерна (до 1,7 млн тонн), на 17,2% - цемента, на 7,2% - строительных грузов. Падение на 3% показала погрузка руды, на 2,9% снизилась погрузка черных металлов, на 9,1% - лесных грузов. Уже несколько месяцев падают объемы погрузки удобрений, в декабре снижение к аналогичному периоду прошлого года составило 6,5%.
В целом, как и в начале экономического кризиса, быстрее всего снижается погрузка на внутренних маршрутах (на 5,2%), в то время как экспортные объемы упали лишь на 1,1%. Эту тенденцию определяют в первую очередь перевозки угля, доля которых в общем объеме рынка максимальная. На внутренних перевозках падение по углю составило 6%, в то время как на экспорт погрузка даже выросла (на 8,7%). По прочим видам грузов динамика обратная. Например, погрузка удобрений для внутренних перевозок в декабре выросла на 15,4%, тогда как на экспорт упала на 18,8%.
В январе 2013 года РЖД ожидает еще большего падения погрузки (до 7%). Стабильно грузоотправители пока заявляют только перевозки угля, отмечают в монополии. В целом по 2013 году РЖД ожидает роста погрузки на уровне 2,5-2,6%, но в течение года прогноз может неоднократно корректироваться, как это было, например, в 2012 году.
Участники железнодорожного рынка неофициально предполагают, что итоговый рост погрузки в 2013 году может быть близок к нулю. На ухудшение показателей в том числе повлияет и запуск прокачки нефти по нефтепроводу ВСТО-2, который был открыт в последнюю неделю прошлого года.