Правительство прорабатывает варианты сокращения количества железнодорожных вагонов в сети РЖД, пишут Ведомости.
"Сейчас мы получаем сигналы, что порядка 200 тыс. вагонов лишние на сети, мешают продвижению грузов и пассажирских поездов", — заявил министр транспорта Максим Соколов. Рассматривается два варианта, как сократить число вагонов, отметил он: убрать из сети старые вагоны и выдавать операторам квоты на подвижной состав.
Избыточное число вагонов — одна из причин снижения скорости движения, констатирует представитель РЖД. Если в 2010 г. скорость движения поездов между станциями сократилась на 1% (до 41,2 км/ч без учета сортировки), то в 2011 г. — на 10% (до 37,1 км/ч), говорится в отчете РЖД. С появлением большого числа частных операторов возник избыточный парк и вагоны начали мешать друг другу, считает гендиректор агентства Infoline-аналитика Михаил Бурмистров.
Один из вариантов оптимизации числа вагонов — ограничение их службы "одним сроком или двумя", заявил Соколов. Сейчас нормативный срок службы полувагона (самого массового из типов подвижного состава) — 22 года, цистерны — 32 года, зерновоза — 30 лет. Но, отремонтировав вагон, можно дважды продлить срок его службы — наполовину от нормативного. То есть максимальный срок службы полувагона может быть продлен до 44 лет.
Сейчас в сети более 25% вагонов, срок службы которых уже однажды был продлен, констатирует Бурмистров. В основном это парк крупнейших операторов.
Второй вариант оптимизации — выдавать операторам квоты на "номера" вагонов, "как это делают азиатские страны в части количества автомобилей в городах", рассказал Соколов. "Может быть, и мы определим количество "номеров" на сети, а собственники вагонов под эти "номера" соответствующий подвижной состав будут подгонять", — уточнил министр.
Не исключено, что номера вагонов, дающие право работать в сети, будут выставляться на аукцион, как практикуется с автомобилями, говорит директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. Представитель Минтранса не стал это комментировать.
Между тем, гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что сокращение пропускной способности сетей РЖД главным образом связано не с количеством вагонов, а с плохой диспетчеризацией перевозок и у РЖД есть внутренние ресурсы для улучшения работы.