Приватизация госмонополии РЖД — единственный способ привлечь инвестиции в железнодорожную инфраструктуру, заявил министр экономического развития РФ Андрей Белоусов, выступая на одной из дискуссий в рамках встречи с доверенными лицами президента РФ Владимира Путина, сообщает РИА-Новости.

Белоусов заявил, что даже спорил на эту тему с главой РЖД Владимиром Якуниным и выиграл. "Мы говорили про инвестпрограмму и приватизацию, эти темы на самом деле связаны", — рассказал министр.

По его словам, в частности, широко известно, что РЖД сегодня работает с нулевой рентабельностью, из-за чего не имеет денежных средств на развитие железнодорожной сети, на самом же деле у компании высокая рентабельность перевозок. "На самом деле сегодня РЖД имеет рентабельность от перевозок 10%, это как раз и был предмет, почему мне Владимир Иванович (Якунин — прим. Ред.) проспорил бутылку коньяка", — сказал Белоусов. Министр подчеркнул, что это очень высокая рентабельность, приведя в пример машиностроителей и легкую промышленность, которые работают с рентабельностью 7%.

По словам Белоусова, инвестпрограмма РЖД без учета денежных средств федерального бюджета на треть расходуется на реконструкцию существующей дорожной сети, еще треть идет на покупку железнодорожного состава. "Из оставшейся трети примерно 20% идет на московский транспортный узел, и "на все про все" остается 30 миллиардов руб.", — сказал глава Минэкономразвития РФ. Это совсем небольшая сумма, пояснил министр, если учесть необходимость строительства больших подъездных путей.

Вместе с тем, заметил Белоусов, компания имеет очень большие внереализационные расходы, крупную дебиторскую задолженность в силу ряда причин, и очень большие социальные расходы. "Сегодня РЖД 30 миллиардов руб. тратит на социалку в год… Отсюда приватизация", — сказал Белоусов.

В противном случае, добавил он, придется повышать железнодорожные тарифы.

В конце ноября глава Росимущества Ольга Дергунова сообщила, что ведомство к апрелю 2013 года подготовит "дорожные карты" по приватизации крупных госкомпаний, включая госпакеты "АЛРОСы", "Роснефти", РЖД и ряда других компаний.

Согласно плану приватизации до 2016 года предусматривается полный выход государства из капитала целого ряда крупных компаний и банков, в т.ч. ВТБ, Россельхозбанка, "Росагролизинга", "Совкомфлота", международного аэропорта "Шереметьево", "Аэрофлота", ОЗК, "РусГидро", "Роснефти", "Зарубежнефти" и "Интер РАО".