Железнодорожные перевозки в России начинают дешеветь. Ставка аренды вагона, один из ключевых элементов их стоимости, резко падает, пишет Коммерсантъ.

По данным агентства "Infoline-аналитика", средняя цена полувагона снизилась с 1,4 тыс. рублей в сутки во втором квартале до 1,1 тыс. руб. в сутки (34,7 долларов) в ноябре, по платформам - с 1,3 тыс. до 1,05 тыс. руб., по крытым вагонам - с 1,4 тыс. до 1,25 тыс. руб.

Ставки снижаются почти во всем видам подвижного состава (среди исключений минераловозы и цементовозы). "Средние ставки по полувагонам в ноябре упали даже ниже 1 тыс. руб. в сутки", - отмечает один из участников рынка.

В "Рустранскоме" (объединяет ЗАО "Русагротранс", ООО "Грузовая компания" и ряд других активов) поясняют, что на рынке наблюдается существенный профицит как универсальных, так и специализированных вагонов. "В итоге лизинговые ставки сейчас выше средней доходности с вагона. Мы ожидаем, что вслед за падением арендных ставок активнее будут снижаться цены на новый подвижной состав, в среднем на 20-30%", - отмечают в компании.

По расчетам "Рустранскома", ежедневный лизинговый платеж при цене вагона 2,2 млн руб. (с НДС) сейчас составляет 1050 руб., в то время как средняя суточная доходность колеблется в диапазоне от 850 до 1,1 тыс. руб.

"Ситуацию на сети усугубляет работа парка, привлеченного РЖД у дочерней ФГК (Федеральной грузовой компании, бывшая Вторая грузовая компания). Этим вагонам отдается приоритет, что дополнительно осложняет работу частных операторов и снижает их доходность с вагона", - отмечает один из источников газеты.

РЖД привлекает у ФГК более 100 тыс. полувагонов по 900 руб. за вагон в сутки (в первом полугодии цена составляла 1003 руб.)

Еще два оператора заявили, что ставки особенно резко стали падать в последние недели из-за унификации тарифов на порожний пробег с 1 ноября. "Многие компании меняют логистику перевозок под новые рыночные условия, дополнительно увеличивается срок оборота вагона", - поясняет один из собеседников.

По данным "Infoline-аналитики", всего на рынке 150 тыс. арендованных вагонов и операторы в условиях низкой доходности отказываются от арендованного парка, что дополнительно снижает спрос на аренду и ставки.