Германский концерн Siemens будет отдавать приоритет в поставках электровозов ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), заявил президент компании в России и Центральной Азии Дитрих Меллер на брифинге в четверг, передает Интерфакс.
Так он ответил на вопрос, интересно ли было бы Siemens работать с российскими ж/д операторами, имеющими планы по закупке собственных локомотивов в рамках либерализации рынка тяги в России. "Принципиально нам интересно работать с любыми клиентами. Но тут есть один чувствительный вопрос. Там, где компании конкурируют с РЖД, нам, конечно, надо поговорить с главным заказчиком - как лучше поступать. И, скорее всего, приоритет будет у РЖД", - сказал топ-менеджер.
По заявлениям представителей РЖД, в ближайшие годы монополия будет являться самым большим заказчиком локомотивов, планируя существенно увеличить инвестиции в этот сегмент, пояснил он. В этой связи Меллер сослался на слова старшего вице-президента перевозчика Валентина Гапановича о том, что в 2012-2014 гг. РЖД будут покупать все электровозы российского производства.
В ходе брифинга топ-менеджер напомнил, что в рамках совместного предприятия с группой "Синара" - ООО "Уральские локомотивы" (Верхняя Пышма, Свердловская область) - Siemens выпускает электровозы постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10. Производством 220 таких машин для РЖД СП загружено до 2015 года (сейчас монополии передано уже около 30 локомотивов).
Кроме того, германский концерн обсуждает с РЖД вопросы дальнейшей загрузки завода до 2020 года. В числе предложений - программы сервисного обслуживания, а также идея выпуска нового электровоза 2ЭС7 - либо переменного тока, либо "мультисистемного" локомотива (решения о технических характеристиках пока не принято). Последний, помимо РЖД, мог бы поставляться и в страны СНГ, в том числе, в Казахстан и Украину, считает Меллер.
При этом топ-менеджер отметил, что обсуждения ведутся и с рядом независимых компаний, но пока конкретных договоренностей нет. Меллер заявил, что Siemens может поставлять электровозы частным промышленным клиентам, которым требуются небольшое число таких локомотивов (производя машины в рамках общего серийного производства). По его словам, сейчас концерн уже испытывает свой электровоз на одном из заводов компании "Апатит".
Напомним, в ходе реформы ж/д транспорта в России РЖД должны выйти из сегмента услуг по предоставлению локомотивной тяги, оставшись чисто инфраструктурной компанией. Частные инвестиции, в том числе, помогли бы решить проблему большого износа локомотивов (как это ранее было с вагонами). Сейчас в России он превышает 70%, при этом иногда их не хватает на наиболее загруженных участках. Между тем, статус РЖД как монопольного игрока на этом рынке правительство решило сохранить до 2015 года с либерализацией на некоторых локальных маршрутах.
С 2013 года независимых владельцев подвижного состава предполагается пустить на локальные маршруты. Прорабатываются два возможных варианта: 5-10-летняя монополия выбранного государством перевозчика на 200-700-километровом тупиковом участке преимущественно в регионах (конкуренция "за маршрут") или работа ряда перевозчиков, которые будут бороться за клиентов как между собой, так и с РЖД на отдельных участках и маршрутах (конкуренция "на маршруте"). Географию и условия транспортировки до 2015 года предполагается "последовательно развивать на основе пилотных проектов". РЖД же до 2015 года сохранят за собой монопольное право выхода на магистральные пути.