Российские железные дороги могут полностью перейти на рыночные цены: РЖД начинает лоббировать дерегулирование вагонной составляющей тарифа на грузоперевозки для своего парка. Впрочем, на общий уровень тарифов дерегулирование повлияет не слишком сильно, так как парк монополии выполняет не больше 10% перевозок. Об этом пишет Коммерсантъ.
С просьбой поддержать идею дерегулирования вагонной составляющей для своего парка РЖД обратилась в некоммерческое партнерство "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава". В ближайшее время НП обсудит вопрос. Поддержка партнерства РЖД нужна как дополнительный аргумент, когда вопрос о либерализации будет подниматься перед правительством.
Свою позицию монополия аргументирует тем, что операторский рынок "уже стал конкурентным". В вагонах РЖД сегодня перевозится лишь около 10% грузов в целом и 20% в полувагонах. Поэтому регулировать тарифы нет смысла в отсутствие доминирующего положения на рынке. У перевозчика должна быть возможность оказывать услуги не только по перевозке, но и по предоставлению вагонов, считают в РЖД.
Как пишет Коммерсантъ, сейчас у РЖД есть лишь порядка 50 тыс. единиц инвентарного парка, который в основном представляет специализированный подвижной состав и используется для нужд самих дорог.
Если дерегулировать вагонную составляющую, РЖД сможет в большем масштабе привлекать вагоны частных операторов, отмечает источник газеты в монополии, что и является главной целью либерализации. "Но это противоречит основной идее реформы отрасли, - возражает глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. - Несколько лет отделяли от ОАО РЖД операторский бизнес, а теперь, получается, развернемся и пойдем в обратную сторону".
Один из участников рынка добавляет, что при этом у РЖД "огромное преимущество перед частными операторами, потому что оно и перевозчик, и владелец инфраструктуры, очевидно же, какие вагоны будут ездить быстрее". По мнению собеседника, РЖД "вполне может создать для операторов такие условия, что им будет проще отдать монополии свои вагоны в аренду, чем день за днем биться за нормальный проезд по системе".