Президент Виктор Янукович подписал принятый в сентябре Верховной Радой закон "О проведении экономического эксперимента в сфере государственной поддержки судостроительной промышленности". Об этом сообщается в пятницу на сайте Верховной Рады, передает Интерфакс-Украина.
Принятый парламентом 6 сентября закон предусматривает проведение с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года экономического эксперимента с целью создания предприятиям судостроительной промышленности Украины условий для увеличения объема производства продукции и поступлений в госбюджет. В частности, ожидается, что предприятия в результате поддержки повысят эффективность и конкурентоспособность собственной продукции.
Эксперимент распространяется на предприятия судостроительной промышленности (класс 30.11 группа 30.1 раздел 30, класс 33.15 группа 33.1 раздел 33 КВЭД ГК 009:2010) и опытно-конструкторские организации (класс 72.19 группа 72.1 раздел 72, класс 71.12 группа 71.1 раздел 71, класс 71.20 группа 71.2 раздел 71 КВЭД ГК 009:2010), которые предоставляют услуги предприятиям судостроительной промышленности.
Основными направлениями господдержки судпрома выступают: предоставление госгарантий по кредитам от иностранных государств, банками, международными финансовыми организациями, а также по обязательствам перед иностранными заказчиками по внешнеэкономическим договорам (контрактам); удешевление кредитов путем частичной компенсации ставки кредитов коммерческих банков до уровня учетной ставки НБУ, действующей на дату оплаты процентов по кредитам; предоставление налоговых льгот и/или установление специальных режимов налогообложения.
Закон также предусматривает освобождение от уплаты НДС и пошлин на операции по вывозу товаров, используемых в строительстве, ремонте, модернизации морских, речных судов и других плавсредств, если они не производятся в Украине, либо производятся, но не отвечают сертификационным требованиям международных классификационных органов или требованиям заказчиков, определенных условиями контрактов.
Согласно экспертным оценкам, квота Украины на мировом рынке строительства только гражданских судов может составить свыше 2%, или не менее 600–700 млн долларов, ежегодно, что подтверждается частью заказов на строительство судов на украинских верфях в общем портфеле заказов.
При суммарном мировом тоннаже морского транспортного флота около 800 млн тонн, ежегодная потребность оценивается в не менее чем 35-40 млн тонн. Основными поставщиками гражданских судов на мировом рынке (танкеры, навалочники, контейнеровозы, универсальные сухогрузы) сегодня выступают Япония, Корея, Тайвань, Китай.