Средняя скорость движения грузовых поездов РЖД в первой половине текущего года упала до 9,5 километров в час (228 километров в сутки). Это на 37 км в сутки, или на 14%, ниже, чем за аналогичный период 2011 года. Об этом пишет Коммерсантъ.

При этом грузооборот (без учета пробега порожних приватных вагонов) в нынешнем году превысил уровень 2007 года только на 7,4%. Но темп роста вагонного парка втрое опережает темпы увеличения объемов перевозочной работы, подчеркивают в РЖД.

В монополии, к которой предъявляются иски за просрочку доставки грузов, предлагают снизить ответственность за это и ввести дополнительные основания для увеличения сроков доставки грузов и порожних вагонов при задержке в пути следования "по причинам, не зависящим от перевозчика". Кроме того, в РЖД хотят взимать деньги за нахождение вагонов собственников в инфраструктуре общего пользования.

Чтобы повысить эффективность работы парка в сети, РЖД, из которого в ходе реформы были выведены почти все вагоны, с прошлого года арендует их у своей дочерней Второй грузовой компании (106 тыс. полувагонов). Участники рынка говорят, что управляет своим парком монополия крайне неэффективно и убытки от этой деятельности только в первом полугодии составили 4 млрд рублей (128,1 млн долларов).

РЖД рассчитывают повысить эффективность "за счет повышения общей доходности вагона и расширения клиентской базы", сообщил источник. Монополия намерена повысить конкурентоспособность своих вагонов по отношению к автоперевозкам на расстояниях до 2 тыс. км.

Известно, что РЖД хочет снизить ставку аренды своих вагонов на 10% до 900 рублей (28,8 долларов) в сутки. Формально предложение об этом сделано всем операторам. Однако фактически это приведет к уменьшению платы за аренду вагонов РЖД лишь у своей Второй грузовой компании, так как арендовать вагоны у частников РЖД не особенно удавалось.