Теперь в иностранном порту с судовладельца потребуют ее соблюдения, пишет "Российская газета".
Она уже начала действовать для российских транспортных компаний, уверил "РГ" председатель Профсоюза работников водного транспорта России Валентин Кепп. Есть все основания, чтобы проверять в портах различных стран соблюдение социальных условий и охраны труда моряков в отрыве от Родины администрациями портов. Капитан обязан предоставить проверяющим все необходимые документы, отметил Кепп.
Что касается территории России, то еще нужно разработать и принять ряд внутрироссийских документов, чтобы и наше законодательство соответствовало конвенции. Для этого уже создана межведомственная комиссия, которая займется этим вопросом, отметил Кепп.
Но, увы, для экипажей судов, даже отечественных компаний, которые зарегистрированы не под российским, а под удобным флагом, данные нормы не будут применяться. По существующим международным порядкам, именно страна, где зарегистрировано судно, несет ответственность за охрану труда и условия жизни моряков. Однако страны, которые представляют удобный флаг, налоговые и другие послабления для перевозчиков, практически не занимаются защитой моряков, сожалел Кепп.
Хотя, практически не стало российских судовладельцев, которые бросают экипаж на произвол судьбы, если возникают проблемы с оплатой за портовое обслуживание в других странах, констатировал он. Но вот условия оплаты труда на судах с удобным флагом оставляют желать лучшего. Как правило, хозяева ржавых посудин не выполняют минимальные нормы Международной организации труда (МОТ) по зарплате. А суммы не такие уж большие, например, моряк, который может полгода находиться в плавании, должен иметь оклад не менее 900-1000 долларов. А на деле получает только половину от этой ставки. Есть проблемы с оплатой не только на транспортном флоте, но и на военном для гражданского персонала, говорит Кепп. Кроме того, даже большие компании не всегда заботятся о пенсионном обеспечение моряков, особенно если речь идет о судах под иностранным флагом, сожалел Валентин Кепп.
Международная организация труда получила 30-ю ратификацию Сводной конвенции о труде в морском судоходстве. В 2006 она была единогласно одобрена, но необходимо было, чтобы 30 стран МОТ ее ратифицировали, чтобы она вступила в силу. С получением ратификаций России и Филиппин, 30 стран-членов МОТ, ратифицировали Конвенцию.
Эти 30 стран представляют около 60 процентов мирового тоннажа. А это означает, что моряки, обеспечивающие более чем половину судоходных перевозок, будут защищены новой Конвенцией. Она устанавливает минимальные требования для почти всех аспектов условий труда моряков, в том числе условий найма, продолжительности рабочего времени и отдыха, проживания, размещения, питания, охраны здоровья, медицинской помощи, социального обеспечения и защиты.
В условиях ее действия каждый моряк имеет право на: надежное рабочее место, которое соответствует нормам безопасности, справедливые условия трудоустройства, достойные условия труда и жизни на борту судна, охрану здоровья, медицинскую помощь, социально-бытовое обеспечение и другие формы социальной защиты.