Компания "Уралвагонзавод" (УВЗ) лоббирует запуск масштабной программы утилизации вагонов по аналогии с автомобилями. Под утилизацию может попасть около 200 тыс. вагонов, для чего необходимы дотации на уровне 30-40 млрд руб. (909 - 1 212 млн долларов) за четыре года, пишет Коммерсантъ.
"Корпорация вышла c этой инициативой, поскольку количество старых грузовых вагонов всех типов, срок службы которых превышает нормативный, составляет около 200 тыс. штук, то есть порядка 15% от всего парка", - сообщил заместитель гендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шленский.
В разработке программы принимают участие производители вагонов в рамках некоммерческих партнерств "Объединение производителей железнодорожной техники" и "Объединение вагоностроителей", а также крупнейшие операторы вагонов - Первая и Вторая грузовые компании.
Предполагается, что программа начнет действовать уже в 2013 году. Одним из механизмов ее финансирования может стать взимание утилизационного сбора с импортеров вагонов. "Сбор на вагоны должен в первую очередь ограничить ввоз техники из Украины (в УВЗ не раз утверждали, что это необходимо сделать из-за низкого качества украинских вагонов). Импортерам придется уплачивать его при поставке вагона, тогда как российские производители будут давать лишь гарантийные обязательства утилизации вагонов по истечении их нормативного срока эксплуатации", - пишет газета.
Кроме того, согласно предложениям, операторы за каждый старый утилизированный вагон получат из бюджета "утилизационный грант", который будет направлен на закупку нового вагона. Его размер может составить от 5 до 15% от стоимости вагона, то есть средний размер гранта за один вагон может составить около 200 тыс. руб. (6,1 тыс. долларов).
По подсчетам агентства "Infoline-Аналитика", если программа затронет весь парк полувагонов старше 22 лет, при обычном темпе списания она займет около четырех лет и потребует около 7 млрд руб. (212,1 млн долларов) дотаций в год. Агентство отмечает, что если в 2011 году в России было продано 63 тыс. полувагонов, то "без жестких мер по принудительному списанию" в этом году продажи упадут до 55 тыс., а в 2013 году - до 40-45 тыс.
Цена на полувагон уже упала от пикового уровня начала года более чем на 10% до 2,2 млн руб. (66,7 тыс. долларов) без НДС по летним контрактам, а крупные покупатели "тестируют уровень цены в 2,1 млн руб. (63,7 тыс. долларов) и ниже", сообщил гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Вместе с тем, он считает проблему устаревшего парка надуманной, так как из 498 тыс. полувагонов старше 33 лет (полуторный срок продления эксплуатации) всего 10,8 тыс., а реально неисправных - 15,5 тыс.