"Уралвагонзавод" (УВЗ, входит в "Ростех") радикально пересмотрел правила работы с другими российскими вагоностроителями, что может серьезно сказаться на их работе. Как пишет Коммерсантъ, УВЗ начал кампанию по пересмотру лицензионных соглашений с предприятиями, выпускающими инновационные вагоны на базе его тележки с повышенной осевой нагрузкой (модель 18-194-01).
Тележка - главный компонент вагона, подтверждение инновационности дает право на скидку на порожний пробег (сейчас есть у УВЗ, Объединенной вагонной компании и лицензиата УВЗ "Алтайвагона"). Также выпуск инновационных вагонов субсидируется государством. Сейчас наблюдается высокий спрос на такой парк в связи с ростом цен на уголь.
"Всем направлены уведомления о разрыве соглашений и их пересмотре на новых условиях", - рассказал изданию заместитель гендиректора УВЗ по гражданской продукции Борис Мягков.
По его словам, на такой шаг в компании пошли, так как прежнее руководство УВЗ (в марте Олега Сиенко сменил Александр Потапов) предоставляло лицензии разным партнерам на разных условиях - некоторые могли производить продукцию, продавать ее, не уплачивать роялти и даже не предоставлять отчетов, сколько вагонов выпущено и кому поставлено. Теперь УВЗ планирует установить равные лицензионные отношения со всеми партнерами.
Однако кампания по пересмотру лицензионных соглашений УВЗ не ограничивается инновационными вагонами. По словам Мягкова, речь идет об изменении отношений со всеми вагоностроителями, пользующимися лицензией на самую массовую на постсоветском пространстве тележку 23,5 тонны на ось - 18-100.
"В свое время все предприятия были лицензиатами УВЗ и имели доступ к актуальной копии документации тележки 18-100, - пояснил топ-менеджер. - Потом каждое предприятие решило сделать свою тележку: провели доработки конструкции и, без испытаний, а получив лишь экспертное заключение об идентичности тележке 18-100, запустили производство". По словам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, в российском парке доля вагонов на тележке 18-100 и ее аналогах достигает 85%, из них по лицензии УВЗ другими вагоностроителями выпущено 68%. Изменение лицензионных условий на тележку 18–100 может сильно ударить по отрасли, в первую очередь по ремонтному рынку, считает Бурмистров.