Индия пригрозила запретить европейским авиакомпаниям перелет через свое воздушное пространство, если ЕС применит в отношении индийских авиакомпаний санкции за неуплату налога на выброс парниковых газов. Об этом в интервью Financial Times заявил министр гражданской авиации Индии Аджит Сингх, передает Коммерсантъ.

По мнению министра, подобные меры окажутся контрпродуктивными и для ЕС, и для Индии, особенно учитывая европейский долговой кризис и спад потребительского спроса. "ЕС - суверенный союз. Они могут создавать законы для самих себя, но не для всего мира. Если позволить им это сделать, то их следующим шагом будет введение экологического налога на морские перевозки или цемент", - заявил Сингх.

Напомним, система оплаты выбросов вступила в действие 1 января. Она предусматривает частичную оплату авиакомпаниями, использующими воздушное пространство Европы, выбросов парниковых газов от выхлопов двигателей. Часть квоты (85% от годичного объема авиаперевозок) предоставляется авиакомпании бесплатно, остальные 15% оплачиваются. Для неплательщиков предусмотрен штраф 100 евро за тонну, а для злостных неплательщиков - запрет полетов. По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта, в 2012 году эта система должна принести ЕС 900 млн долларов, а в 2020-м - 2,8 млрд евро.

В Европу летают всего две индийские авиакомпании - Air India и Jet Airways. Государственный авиаперевозчик Air India на протяжении более десяти лет находится на грани банкротства, несмотря на регулярные многомиллиардные вливания со стороны государства. По словам Сингха, недавно компания получила от государства еще 5,4 млрд долларов. И этот пакет помощи, по его словам, может быть последним, если Air India не вернется к прибыли.

Критикуют ЕС за введение экологического налога также Китай, США, Россия и еще несколько стран. Китай запретил своим авиакомпаниям платить экологический налог в ЕС и отложил закупку европейских самолетов. На позапрошлой неделе Еврокомиссия опубликовала данные, согласно которым 1200 авиакомпаний, летающих в Европу, выполнили требования ЕС и предоставили данные о выбросах, а 10 - из Китая и Индии - отказались.