После ряда крупных аварий на железной дороге Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) ввела ограничения на использование цистерн для транспортировки светлых нефтепродуктов: с 10 мая ведомство запретило перевозить в них нефть и темные нефтепродукты. Однако уже с 18 мая запрет отменен, говорится в телеграмме РЖД, разосланной в минувшую пятницу "дочкам" монополии, пишут Ведомости.
Решение снять ограничения было принято на совещании межведомственной рабочей группы в Минэнерго 18 мая, рассказали изданию два участника заседания. Причина - угроза топливного кризиса в стране. О ней на минувшей неделе предупреждали властей нефтяники: под запрет Ространснадзора подпало более 30% парка, что чревато недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ и срывом производственной программы.
Крупнейшие нефтяные холдинги попросили министра транспорта Игоря Левитина отложить введение ограничений до 1 августа. Это уже не первая отсрочка: изначально запрет планировалось ввести еще в апреле, но тогда чиновники пошли навстречу участникам рынка и перенесли введение новых правил на май.
Чтобы привести просьбу нефтяников в соответствие с требованиями РЖД, чиновники обязали вагоностроительные компании внести изменения в техническую документацию цистерн, рассказывают участники совещания в Минэнерго. Если раньше в документах прописывались ограничения по типу груза, то теперь отталкиваться будут от плотности, поясняет один из них.
Менять техдокументацию по требованию чиновников опасно, считают собеседники Ведомостей. Подобные изменения должны быть обоснованными и вноситься после тщательных расчетов и испытаний. В противном случае это грозит перегрузами и авариями, говорят они. "Надежда только на то, что РЖД ужесточит контроль над грузами", - отмечает один из источников.
В соответствии с техническими требованиями эксплуатации цистерны должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и не ломало при перегрузе. При этом цистерны для светлых нефтепродуктов легче и более вместительны и если туда заливать нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом.