России грозит новый топливный кризис, предупреждают нефтяные компании. Ространснадзор после нескольких крупных аварий на железной дороге с 10 мая вывел из эксплуатации более 30% цистерн для транспортировки нефти и нефтепродуктов - ведомство запретило перевозить нефть и темные нефтепродукты в цистернах для перевозки светлых нефтепродуктов. Крупные НПЗ могут остановиться, пишут Ведомости.
"Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть", ТНК-ВР и "Башнефть" вчера обратились к министру транспорта Игорю Левитину с просьбой отложить введение запрета на 1 августа. Нынешние правила грозят недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ страны, срывом производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, - недопоставками топлива российским потребителям, пишут нефтяники.
Первые пострадавшие уже есть: вчера нефтяная компания "Альянс" сообщила о вынужденной остановке одной из установок первичной переработки нефти на Хабаровском НПЗ. В результате со вчерашнего дня объем переработки на заводе сократился более чем вдвое (до 5 100 тонн в сутки), сообщил Интерфаксу представитель компании Андрей Румянцев. "Альянс" предупредил Минэнерго о возможном сбое поставок моторного топлива всему Дальневосточному региону: если ситуация не изменится, в течение трех суток Хабаровский НПЗ может быть полностью остановлен.
У Комсомольского НПЗ "Роснефти" похожие проблемы. "С конца майских праздников отгрузка на станции Уяр (с нее идет снабжение и Комсомольского, и Хабаровского НПЗ) упала примерно втрое", - говорит один из собеседников Ведомостей. "Запас прочности Комсомольского завода - пара недель", - добавляет другой.
Проблемы с поставками испытывают и уфимские НПЗ "Башнефти", признает представитель компании, но деталей не раскрывает. Остальные компании сокращения отгрузки пока не ощутили, уверяют их сотрудники.
В соответствии с техническими требованиями эксплуатации цистерны должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и не ломало при перегрузе. При этом цистерны для светлых нефтепродуктов легче и более вместительны и если туда заливать нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом.