Российский газопровод "Южный поток" вряд ли может получить политическую и юридическую поддержку со стороны Еврокомиссии, несмотря на проблемы с продвижением газотранспортного проекта Nabucco и других путей поставки газа в страны Евросоюза через "Южный коридор", пишет "Укринформ".
Такое мнение выразил аналитик рынков электроэнергии и газа Международного энергетического агентства (IEA) Александр Антонюк, комментируя решение венгерской компании MOL о выходе из газотранспортного консорциума Nabucco.
"Несмотря на имеющиеся в наличии задержки в продвижении европейских газотранспортных проектов в регионе "Южного коридора", российский "Южный поток" не получит от ЕС статуса приоритетного и соответствующей поддержки, которую имеет Nabucco. Это противоречит логике диверсификации путей поставки энергоносителей, которой придерживается ЕС", - считает эксперт.
В то же время он отметил, что сейчас ситуация для продвижения российского газотранспортного проекта "Южный поток" стала более благоприятной.
"Можно анализировать вероятность реализации нескольких альтернативных к Nabucco проектов по строительству газопроводов в "Южном коридоре". Но основные участники европейского газового рынка не спешат с принятием решений. Ведь каждый проект имеет свою финансовую составляющую, свои тарифы. Поэтому проекты, предусматривающие меньший объем транспортировки газа, имеют преимущество. На сегодняшний день уже появились предложения относительно так называемых "мини-Nabukko". Привлекательными здесь являются меньшие расходы при строительстве", - подчеркнул Антонюк.
По его словам, в общем измерении ситуацию необходимо рассматривать не по "отдельным трубам, а в контексте ситуации на энергетическом рынке в Европе и объемов потребления газа, которые в 2010 году имели тенденцию к снижению в среднем на 10%". По оценкам Международного энергетического агентства, 3% от этого показателя по уменьшению потребления газа в ЕС связаны с экономическими причинами.
"Nabucco - это достаточно амбициозный проект. Он имеет свои преимущества, получая беспрецедентную официальную юридическую поддержку со стороны Еврокомиссии и обеспечивая четкий план транспортировки газа по странам ЕС. Но в то же время такой большой проект является очень сложным для реализации по часовым и технологическим факторам. Ведь для запроектированной ежегодной транспортировки 31 млрд кубометров газа необходимо обеспечить надежные источники поставки топлива. Это на сегодняшний день находится под вопросом. Если позиция Азербайджана здесь понятна, то по Туркменистану - это большой знак вопроса", - заявил Антонюк.
Как сообщалось, в марте акционеры Nabucco сократили мощность газопровода и его протяженность в два раза, а в конце апреля Венгерская нефтегазовая компания (MOL) приняла решение выйти из проекта строительства газопровода.
Также напомним, что работы по строительству газопровода в обход Украины South Stream "Газпром" намерен начать в декабре этого года. При этом премьер-министр России Владимир Путин признает, что значение Украины в транзите газа остается высоким и намерен использовать в дальнейшем украинскую ГТС.
Проект Nabucco, официально признанный Еврокомиссией приоритетным, предусматривает транспортировку природного газа из Каспийского региона в европейские страны в обход России.
Участниками проекта с равными долями по 16,67% является австрийская компания OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE.
Коммерческие поставки сырья по газопроводу Nabucco планируется начать в 2017 году.
Строительство газопровода планируется начать в 2013 году.
В свою очередь, Еврокомиссия заявила, что будущее газопровода Nabucco и других газотранспортных систем в "Южном коридоре" зависит от решения поставщика газа - Азербайджана, которое ЕС ожидает несколько месяцев. Ключевым приоритетом Евросоюза в этом вопросе является получение прямого доступа к энергетическим ресурсам Каспийского региона.
"Южный поток" - российско-итальяно-французско-немецкий проект газопровода, который пройдет по дну Черного моря из порта Джубга в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены.
Оценочная стоимость проекта - 8,6 млрд евро.