"Объединение вагоностроителей", в которое входят почти все крупные производители вагонов в России, пожаловалось комитету по промышленности госдумы РФ на Армавирский завод транспортного машиностроения (АЗТМ) по поводу производства вагонов из украинских деталей, пишет Коммерсантъ-Украина.
После аварии на Дальнем Востоке в начале февраля РФ запретила поставки вагонов из украинского литья. Основные претензии были предъявлены к литью компании "Азовэлектросталь", входящей в "Азовмаш". В объединении считают, что "холдинг "Азовмаш" с целью ухода от наложенных ограничений просто переместил основной объем выпуска на российскую сборочную площадку" - АЗТМ. В организации подчеркивают, что продукция завода идентична украинским вагонам и "производится по тем же чертежам".
Более того, в "Объединении вагоностроителей" предполагают, что АЗТМ подконтролен "Азовмашу". По заявлению президента компании Александра Савчука, по 25% предприятия принадлежит ему и депутату Юрию Иванющенко (Партия регионов), 50%+1 акция находятся в госсобственности.
В РЖД уточнили, что действие сертификата соответствия вагонов "Азовэлектростали" по-прежнему приостановлено, и если на АЗТМ действительно поставляется литье с "Азовэлектростали", выпущенные заводом вагоны нельзя использовать.
Глава АЗТМ Олег Лучков назвал заявления организации неправдивыми. "АЗТМ выпускает сертифицированные вагоны. Никакой крупноузловой сборки из комплектующих "Азовэлектростали" не идет", - заверил топ-менеджер. Он уточнил, что АЗТМ действительно закупает боковые рамы, надрессорные балки "и другое литье" у "Азовэлектростали", но "это детали с действующими сертификатами соответствия, отличные по модификации от тех, сертификаты на которые приостановлены". Лучков добавил, что мощностей АЗТМ (1,8 тыс. вагонов в год) "просто не хватит, чтобы переместить на него основной объем выпуска "Азовмаша".
Ряд источников издания в отрасли полагают, что российские производители просто пытаются защитить рынок и ввести дополнительные протекционистские меры. В апреле 2011 года "Объединение вагоностроителей" уже обращалось в правительство РФ с просьбой принять жесткие меры к украинским поставщикам "некачественного литья". Предлагалось ввести временный запрет либо пошлины на ввоз украинских вагонов, а также жестко контролировать качество литья путем авторского надзора на украинских предприятиях.