Под давлением участников авиарынка Минтранс России отказался от идеи самостоятельно разработать и быстро утвердить критерии отбора авиакомпаний на новые международные маршруты. Теперь предполагается, что этим займется специально создаваемая межведомственная комиссия. Но процесс согласования может затянуться: пожелания перевозчиков к критериям противоречивы, а эксперты вообще считают схему нежизнеспособной, пишет Коммерсант.

Исходная схема предполагала введение балльной системы. Среди критериев, за которые начислялись баллы, было, например, наличие сертификата безопасности полетов IOSA и современных отечественных самолетов (SSJ, Ан-148, Ту-204-214). Снимались баллы за аффилированность претендента действующему назначенному перевозчику на той или иной линии.

Но список и вес критериев вызвал резкую критику со стороны участников рынка. Так, гендиректор "Сибири" Владимир Объедков в письме в адрес Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) уверяет, что предложенная редакция критериев "кардинально отличается от того, что обсуждалось в рамках рабочей группы под руководством замминистра Валерия Окулова". Глава Infomost Борис Рыбак называет исходный проект "проаэрофлотовским с попыткой придать вид объективности".

Но "Аэрофлот" также оказался в числе недовольных, настаивая на отмене пункта об аффилированности (который уменьшал шансы дочерних структур государственной авиакомпании не допустить на ее рынки конкурентов, заняв позиции второго назначенного перевозчика). "Аффилированность перевозчику означает только его принадлежность на правах собственности другой авиакомпании, но ни в коем случае не лишает ее самостоятельности как юридического лица", - написал в Минтранс первый замгендиректора "Аэрофлота" Андрей Калмыков. При этом "Сибирь" и "Трансаэро", наоборот, настаивают на ужесточении пункта об аффилированности.

Вторым спорным критерием стал пункт о наличии отечественных самолетов. "Аэрофлот" требует усилить вес этого пункта, учитывая количество таких самолетов в парке. "ЮТэйр" же считает необходимым критерий исключить. Борис Рыбак также считает критерий бессмысленным.

В Минтрансе не стали комментировать критику авиакомпаний, подчеркнув, что опубликованные министерством критерии могут всего лишь "стать отправной точкой для обсуждения на межведомственной комиссии". Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий вообще считает идею критериев и балльной системы "нежизнеспособной". Борис Рыбак согласен с этим, называя наилучшим выходом заключение с Евросоюзом соглашения об открытом небе, то есть полную либерализацию авиасообщения.