Действующие грузовые тарифы не позволяют "Укрзализныце" изыскивать средства на обновление техники и ставят под угрозу выполнение грузоперевозок в нужных объемах, пишет Обозреватель.

Украинские железнодорожные тарифы остаются значительно ниже, чем были до кризиса 2008-2009 годов, когда правительство за счет железнодорожной отрасли удерживало ситуацию в других сферах экономики. В результате, сегодня процент транспортных расходов в конечной стоимости промышленной продукции, которая формирует основные объемы грузооборота на железной дороге, невелик.

Например, транспортная составляющая в стоимости перевозки угля по Украине - 6,2%, кокса - 3%, чугуна - 1,7%, металлолома - 6,7%. При этом стоимость потребляемой металлопродукции и энергоносителей для железной дороги постоянно возрастает.

Сегодня стоимость железнодорожных перевозок в Украине все еще остается значительно ниже, чем в соседних странах. Например, тариф "Укрзализныци" на перевозку черных металлов составляет 16,02 доллара за тонну внутри страны и 21,97 доллара за тот же груз, следующий транзитом. А тариф РЖД составляет 23,94 доллара внутри России и 36,90 долларов за тонну транзита.

При этом в России наблюдается избыток грузовых вагонов, а в Украине - их дефицит. Из 58 тыс. полувагонов, недавно переданных из инвентарного парка государственным вагонным компаниям, через 3-4 года будет списано по истечении сроков эксплуатации более 30 тыс.

Сейчас железнодорожное ведомство должно искать механизмы, которые позволят в ближайшее время обновить парк грузовых вагонов. Как заявил заместитель генерального директора "Укрзализныци" Петр Науменко, таким механизмом должна стать новая тарифная политика в области грузовых перевозок.

"Обновление парка грузовых вагонов - это серьезные инвестиции и здесь нужна государственная программа. В частности, мы должны построить такую тарифную политику, которая  бы позволила без толчков и принудительных действий давать возможность приобретать подвижной состав и зарабатывать, иначе нам нечего будет выставить на рынок перевозок", - пояснил Науменко.

Напомним, в прошлом году "Укрзализныця" отремонтировала почти 33 тыс. грузовых вагонов, а на 2012 год поставила план отремонтировать 36 тыс. вагонов.