В Одесском и Ильичевском портах вновь образовались заторы - на этот раз таможня не пропускает транзитные контейнеры, пишет Сегодня.
"Десятки машин, загруженных транзитным грузом, скопились в портах. Сотрудники таможни без всяких объяснений и оснований не пускают контейнеры. Когда пытаешься выяснить, мол, чего ждем, в этом ведомстве туманно отвечают: "Есть такая команда от начальства". В итоге грузы стоят неделями, ожидая разрешения таможни на выезд из порта", - сообщил представитель украинской ассоциации международных автоперевозчиков Дмитрий Сергиенко.
По его словам, грузоперевозчики подают документы на прохождение таможенных формальностей, но бумаги даже не регистрируют в канцелярии как "входящие". Он отмечает, что из-за искусственно созданного затора иностранные компании, ранее возившие грузы через Одессу и Ильичевск, уходят в иностранные порты.
Перевозчики рассказали газете, что за регистрацию транзитного контейнера государство берет официальную пошлину 2 евро, однако агенты компаний-транзитчиков символически всегда благодарили таможенников, давая тем по 50 долларов за один пропущенный контейнер - все равно выходило меньше, чем размеры взяток, которыми обложены брокеры и импортеры-экспортеры.
Простой одного контейнера обходится примерно в 100 долларов в сутки, а стоят они неделями. "Такие убытки не по карману транзитчикам, поэтому предприниматели сами ищут способы договориться с таможней. А та, предварительно создав кабальные условия, и рада идти нам навстречу! Например, в Ильичевске таможенники уже объявили транзитчикам размер благодарности - 500 долларов за пропуск одного контейнера", - цитирует газета одного из перевозчиков.
В свою очередь пресс-секретарь Южной таможни Елена Гусева сообщила, что проблем с пропуском транзитных контейнеров в портах нет. "Таможенное оформление транзитных грузов в Одесском и Ильичевском портах осуществляется в обычном режиме при полном отсутствии нестандартных ситуаций", - отметила она.
По приведенным ею данным, в феврале было оформлено 1363 контейнера в режиме проходного транзита, а за аналогичный период 2011-го - лишь 1496 контейнеров. Гусева сообщила, что среднее время таможенного оформления за январь составляет 49 минут, за февраль - 45 минут.
Гусева также подчеркивает, что в ОМТП и ИМТП поступают грузы из стран риска, что касается возможного перемещения наркотиков и предоставления фальшивых документов.
Не все транзитные контейнеры простаивают в заторе. По словам грузоперевозчиков, из 300 работающих в одесских портах фирм-грузоперевозчиков двум таможня дала добро на бесперебойную работу. "Эта пара получила прозвище "модных" - по примеру льготных брокеров. В этих фирмах проведут контейнер через таможню, но за услугу просят 2 тыс. долларов", - рассказал один из грузоперевозчиков.
Напомним, в январе все морские торговые порты сократили объем грузооборота на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - до 8,525 млн тонн. Ильичевский морпорт сократил грузопоток на 8,2% до 1,121 млн тонн, Одесский - на 16,8% до 1,988 млн тонн.