После того как РЖД насчитали в своем парке 21 тыс. потенциально бракованных вагонов, компания предложила ввести обязательное страхование в России ответственности производителей железнодорожной техники, пишет Коммерсантъ.

17 февраля правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям поручила Минпромторгу, Минфину и Минтрансу подготовить предложения по введению такого вида страхования. Потери от массовых остановок вагонов после сходов аналогичных типов подвижного состава для проведения технического осмотра собственниками вагонов оценивались в десятки миллионов рублей ежедневно.

Заместитель гендиректора "Уралвагонзавода" (крупнейший производитель грузовых вагонов в СНГ) Андрей Шленский утверждает, что идея обязательного страхования гражданской ответственности производителей ж/д техники обсуждается уже несколько лет. "Мы готовы поддерживать механизм, при котором собственник вагона, покупая его, заключает договор о страховании ответственности. Это позволяет нам перейти в цивилизованное поле расследования всех инцидентов, то есть страховая компания получит возможность выяснить, что стало причиной аварии - брак литья или неправильное использование", - говорит топ-менеджер предприятия.

По его словам, в этом случае производители вагонов будут заинтересованы делать более качественную продукцию, так как страховые тарифы на нее будут ниже. "Сейчас механизм добровольного страхования существует, но широко не применяется: страховые компании просто не понимают, как они будут отстаивать свои интересы, многие моменты законодательно сейчас не прописаны", - говорит он.

Тем временем источник газеты в правительстве выразил сомнение в обязательности такого вида страхования. "Договорные отношения на то и существуют, чтобы в договоре прописать ответственность сторон. Обязательное страхование уместно в том случае, если ущерб наносится третьим лицам. Идея застраховать всех и вся в обязательном порядке интересная, но спорная", - отметил он.

Введение обязательных выплат юрлицам страховщикам не нравится. "Есть понятный социальный вид - ответственность при ДТП, при врачебной деятельности, производителей продуктов и перевозчиков, во всем мире это страховая массовая защита", - заявил глава "Ингосстраха" Александр Григорьев. По его словам, в случаях, подобных отношениям РЖД и вагоностроителей, ответственность производителя может быть защищена страхованием или банковской гарантией. "Но никакого обязательного вида страхования тут быть не должно. Сама постановка вопроса говорит о том, что у государства нет стратегии развития страхового рынка и понимания, в каких видах должно быть обязательное страхование", - отметил он.