Реформирование "Укрзализныци" сыграет на руку грузоотправителям. Об этом заявила журналистам эксперт международной консалтинговой компании A.T. Kearney Екатерина Шеремет, комментируя стартовавшую в Украине реформу системы железнодорожных грузовых перевозок, передает РБК-Украина.
A.T. Kearney специализируется на разработке корпоративных стратегий для государственных и негосударственных участников глобальных рынков. Компания привлекалась для разработки стратегии и программы проведения структурных реформ в железнодорожной отрасли постсоветских стран, в том числе России и Украины.
"По нашим оценкам, сохранение единого парка и координация всех активов предпочтительна для грузоотправителей. Без реформирования существуют риски неконтролируемого роста тарифов или остановки железнодорожного транспорта в стране", - считает Шеремет.
По данным A.T. Kearney, в грузовых перевозках Украины средняя доходная ставка в 1,5-2 раза ниже, чем в России и США, и в 4-5 раз ниже, чем в Западной Европе. Более того, индексы роста тарифов существенно ниже индексов роста цен на металлопродукцию, топливо, энергоносители, составляющие более 50% в структуре затрат любой железной дороги.
"С одной стороны, низкая стоимость транспортировки снижает непроизводственные расходы грузоотправителей, позволяет наращивать объемы производства и увеличивать прибыль, а соответственно, налоговые поступления в бюджет государства. Но она, в свою очередь, не позволяет железнодорожной компании формировать достаточную доходную базу для компенсации операционных и инвестиционных затрат", - отметила Шеремет.
В результате, по ее словам, негативный эффект от несвоевременного вывоза продукции для грузоотправителей существенно выше, чем от повышения тарифа. "Расчеты показывают, что недоинвестирование всего в 5% парка грузовых вагонов приводит к невозможности вывоза почти 30 млн тонн грузов, что в свою очередь, ведет к снижению темпов экономического роста страны", - отмечает эксперт.
"Прогнозируемый рост грузооборота в Украине составляет около 3%. Для того чтобы этот рост удовлетворить, потребуется закупка порядка 10-12 тыс. вагонов в год. Кроме того, необходимо закупать локомотивы, парк которых также изношен более чем на 80%, обновлять и развивать инфраструктуру", - сказала Шеремет. Поэтому повышение стоимости транспортировки произойдет в любом случае. И грузоотправители выиграют от этого, потому что рост тарифа будет направлен на устранение дефицита активов железнодорожного транспорта, обновление подвижного состава, включая тяговый, развитие инфраструктуры, повышение качества обслуживания.
Напомним, "Укрзализныця" решила объединить все функции, которые связаны с обслуживанием грузоотправителей, в единый орган - Украинский транспортно-логистический центр. Новая модель организации грузоперевозок предполагает создание единых рыночных условий по эксплуатации как железнодорожного парка "Укрзализныци", так и парка частных железнодорожных операторов. Помимо создания транспортно-логистического центра, происходит процесс смены статуса украинского грузового подвижного состава с инвентарного на собственный путем передачи парка полувагонов в две государственные операторские вагонные компании: Дарницкий вагоноремонтный завод и "Укрспецвагон". Парк других видов вагонов также предполагается передать госпредприятиям.