Верховная Рада в четверг, 3 ноября, приняла закон "О морских портах", рассматривавшийся в течение 9 последних лет. За него проголосовали 266 депутатов при необходимом минимуме 226, сообщает Интерфакс-Украина.
В первом чтении проект был принят в январе 2007 года. Закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные принципы создания и развития морских портов, осуществления портовой деятельности, а также регулирует деятельность органов исполнительной власти по управлению портовой отраслью, деятельность владельцов морских терминалов, портовых операторов и потребителей их услуг.
Согласно принятому документу, для осуществления хозяйственной деятельности, управления госимуществом в порту, обеспечения безопасности судоходства, общей безопасности, включая охрану судов и портовых средств, содержание инфраструктуры порта создается государственная администрация порта, которую возглавляет начальник порта. Его назначает на должность центральный орган исполнительной власти в области транспорта на условиях контракта.
Закон запрещает внесение порта или морского терминала в Государственный реестр морских портов и морских терминалов до отвода соответствующей акватории госадминистрации порта и (или) до определения морской администрации порта, на которую возлагаются функции государственного надзора за безопасностью судоходства в акватории порта и услуг на территории порта или морского терминала.
Народный депутат Владимир Матвеев (КПУ), критикуя принимаемый документ, заявил, что в случае его вступления в силу строящиеся терминалы будут поглощены морскими портами и прекратят свою деятельность для того, чтобы устранить конкуренцию морским портам.
"Предложенная редакция определения "морской терминал" не учитывает, что уже на сегодняшний день морские терминалы расположены и действуют не только в морских портах, но и далеко за их пределами. В такой редакции законопроекта лишь одно размещение объектов морского порта за пределами морского порта, то есть за пределами государственного предприятия, лишит уже действующие предприятия статуса морского терминала", - утверждает депутат.
По его мнению, закон лишит такие предприятия возможности свободно конкурировать с теми субъектами хозяйствования, которые выполняют транспортные операции с грузами и судами на территории морских портов. Еще одним недостатком закона депутат считает лишение собственников морских терминалов возможности проводить дноуглубительные районы на отведенных участках земли.
В свою очередь народный депутат Геннадий Задырко (БЮТ) в ходе обсуждения заявил, что в случае принятия закон откроет приватизацию портов.