Еврокомиссар по вопросам транспорта Адина Валеан заявила, что с территории Украины менее чем за три месяца должны быть отправлены на экспорт 20 млн тонн зерна с использованием инфраструктуры ЕС.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Интерфакс-Украина.

Валеан в четверг в Брюсселе представила подготовленный Еврокомиссией (ЕК) план действий, направленный на помощь Украине в экспорте ее агропромышленной продукции. Речь идет об использовании оптимальных логистических цепочек, так называемых "полос солидарности" (solidarity lanes).

В настоящее время работа украинских портов заблокирована, в этой связи зерно и другие сельскохозяйственные товары больше не могут транспортироваться до места назначения.

"Ситуация угрожает глобальной продовольственной безопасности, и существует острая необходимость в создании альтернативных логистических маршрутов с использованием всех соответствующих видов транспорта", - отмечает ЕК.

По словам еврокомиссара, экспорт 20 млн тонн украинского зерна посредством инфраструктуры ЕС - это огромная задача.

"Поэтому важно координировать и оптимизировать логистические цепочки, прокладывать новые маршруты и избегать, насколько это возможно, узких мест. Наши предложения касаются неотложных решений, а также среднесрочных и долгосрочных мер для лучшего соединения и интеграции инфраструктуры Украины с инфраструктурой ЕС. Как для краткосрочных, так и для долгосрочных решений мы будем работать с украинскими властями и в тесном сотрудничестве с соседними государствами-членами, которые не пожалели усилий, чтобы помочь во время этого кризиса", - сказала Валеан.

По данным ЕК, по состоянию на четверг, несмотря на усилия ЕС и его государств-членов по упрощению пересечения границы между Украиной и ЕС, тысячи вагонов и грузовиков ожидают оформления на украинской стороне.

"Среднее время ожидания вагонов составляет 16 дней, а на некоторых границах доходит до 30 дней. Еще больше готового к экспорту зерна все еще хранится в украинских элеваторах. Среди проблем - разная ширина колеи: украинские вагоны несовместимы с большей частью железнодорожной сети ЕС, поэтому большинство товаров необходимо перегружать в грузовики или вагоны, соответствующие стандартной колее ЕС. Этот процесс занимает много времени, а перевалочные мощности вдоль границ ограничены", - отмечает Еврокомиссия.

Для того, чтобы устранить эти препятствия и создать "полосы солидарности", комиссия вместе с государствами-членами и заинтересованными сторонами будет работать над приоритетными мерами в краткосрочной перспективе.

Первым приоритетам указан дополнительный грузовой подвижной состав, суда и грузовики. "С этой целью комиссия призывает участников рынка ЕС срочно предоставить дополнительные транспортные средства. Чтобы согласовать спрос и предложение и установить соответствующие контакты, комиссия создаст логистическую платформу для установления контактов и попросит государства-члены назначить специальные контактные пункты solidarity lanes.

Другим приоритетом названа пропускная способность транспортных сетей и перегрузочных терминалов: экспортные поставки украинской сельскохозяйственной продукции должны быть приоритетными, а управляющие инфраструктурой должны предоставить железнодорожные слоты для этого экспорта.

"Комиссия также призывает участников рынка срочно перебросить мобильные зернопогрузчики на соответствующие пограничные терминалы для ускорения перевалки. Соглашение об автомобильных перевозках с Украиной также устранит узкие места", - убеждены в Еврокомиссии.

Также среди приоритетов таможенные операции и другие проверки и хранение продукции на территории ЕС. Комиссия призывает национальные власти проявлять максимальную гибкость и обеспечивать адекватное укомплектование персоналом для ускорения процедур в пунктах пересечения границы, ЕК оценит доступные складские мощности в ЕС и будет координировать свои действия с государствами-членами, чтобы помочь обеспечить больше мощностей для временного хранения украинского экспорта.

В среднесрочной перспективе для улучшения сообщения между ЕС и Украиной Европейская комиссия будет работать над увеличением пропускной способности инфраструктуры новых экспортных коридоров и над созданием новых инфраструктурных связей.

"Следующий раунд конкурса Connecting Europe Facility (CEF) позволит поддержать проекты по улучшению транспортного сообщения с Украиной, в том числе для железнодорожного сообщения и железнодорожных терминалов. На этом фоне комиссия в четверг приняла решение подписать с Украиной соглашение высокого уровня об обновлении карт Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) в рамках политики комиссии по расширению TEN-Т в соседние страны", - отмечает ЕК.

Помимо использования европейской инфраструктуры, в отдельных странах ЕС также обсуждалась идея создания гуманитарного коридора для вывоза грузов из Украины через беларусь в порты стран Балтии.

Однако еврокомиссар по вопросам окружающей среды Виргиниюс Синкявичюс заявил в четверг, что возможность перевозки украинского зерна через беларусь в Брюсселе не рассматривается.

"Это означает, что, прежде всего, приоритет должен отдаваться поездам, следующим с перевалочных станций в морские порты ЕС - должны создаваться логистические коридоры, а в морских портах должны обеспечиваться максимально большие мощности для вывоза украинского урожая на рынки сбыта", - сказал Синкявичюс.

Комментируя представленный ЕК план, он отметил, что предложенные комиссией меры в первую очередь адресованы странам Балтии, Польше и Румынии, поскольку они наиболее близки к Украине.

По данным еврокомиссара, до начала военной операции 90% всего украинского зерна перевозилось через порты, а экспорт зерна составлял около 20% всей экспортной выручки страны. Сейчас в Украине более 40 млн тонн зерна, 50% которого должны быть вывезены в ближайшие месяцы.