Министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис подал заявление об отставке премьер-министру Ингриде Шимоните в связи с продолжением транзита удобрений "Беларуськалия" через Литву, несмотря на введение против производителя западных санкций.

Об этом со ссылкой на Интерфакс-Украина сообщает ЦТС.

"Вчера отправил (заявление об отставке - Ред.), но, вероятно, что регистрация будет сегодняшней датой", - заявил министр местному новостному агентству BNS в понедельник утром.

О готовности взять на себя ответственность за продолжающийся транзит удобрений "Беларуськалия" через Литву и покинуть пост Скуодис заявил 9 декабря. Тогда он выразил сожаление в связи со сложившейся ситуацией и отметил, что у Литвы нет опыта в реализации санкций такого объема.

В минувшую пятницу, 10 декабря, заявление об отставке из-за ситуации с "Беларуськалием" подал премьеру и министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис.

Заявления министров литовский премьер в понедельник обсудит с президентом Гитанасом Науседой. Кроме того, будет обсуждаться ситуация с транзитом белорусских удобрений.

Репутации государства, по мнению Науседы, нанесен большой урон, когда транзит белорусских удобрений через Литву не прекратился, несмотря на вступившие в силу американские санкции для "Беларуськалия".

США 9 августа объявили о введении санкций в отношении "Беларуськалия", которые вступили в действие 8 декабря. Ожидалось, что в связи с этим прекратится поставка белорусских калийных удобрений через балтийские порты, в том числе через основной перевалочный для "Беларуськалия" порт - Клайпеду. Санкции в отношении "Беларуськалия" ввела также Великобритания, а ЕС ввел секторальные санкции на поставки части продукции калийной отрасли Беларуси. В начале декабря в санкционный список США попала также "Белорусская калийная компания", трейдер "Беларуськалия".

Руководство "Литовских железных дорог" (Lietuvos gelezinkeliai) отмечало, что в случае потери грузов "Беларуськалия", перевозчику понадобятся субсидии в размере 49 млн евро в год. При этом, в случае обращения белорусской стороны в суды из-за расторжения контракта, Lietuvos gelezinkeliai грозит банкротство. В свою очередь Клайпедский порт, по его собственным подсчетам, потеряет около трети годового объема перевалки и около 20 млн евро годовых доходов.

"Белорусская калийная компания" ситуацию с транзитом через Литву не комментирует. Между тем, по данным литовской стороны, "Беларуськалий" еще в ноябре провел авансовый платеж Lietuvos gelezinkeliai за услуги, этих средств может хватить на перевозки в декабре 2021 года, а также в январе и феврале 2022 года.

Читайте также УЗ ввела ограничения на транзит грузов и вагонов через Украину в Словакию, Австрию и Чехию