Украина с сентября 2019 года по август 2020 года экспортировала морским путем на внешние рынки 6,6 млн тонн растительного масла, что на 300 тыс. тонн больше, чем в предыдущем маркетинговом году. Это новый экспортный рекорд для украинской продукции.
Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Ukrainian Shipping Magazine.
Согласно данным ежегодного отчета по экспорту украинского растительного масла компании Stark Shipping, в 2019-2020 маркетинговом году на масло пришлось 5% всего украинского экспорта, который осуществляется морским путем (не учитывая контейнерные отправки).
Основная часть растительного масла из Украины традиционно перевозилась танкерами - 5,7 млн тонн. Еще 933 тыс. тонн масла поставили в контейнерах. 27% контейнерных отправок пришлись на Китай, 6% - на ОАЭ, 5% - на Иорданию, и 4% - Малайзию.
Главную долю экспортного рынка традиционно заняло подсолнечное масло - 92,8% (без учета контейнеров), или 5,28 млн тонн. Экспорт подсолнечного масла в 2019-2020 МГ достиг исторического максимума, на 2,8 % превысив рекорд 2018-2019 МГ (5,17 млн тонн).
Рост также показали высокоолеиновое и рафинированное подсолнечные масла. Так, объем экспорта высокоолеинового подсолнечного масла вырос на 30% по сравнению с прошлым сезоном - до 265,6 тыс. тонн. Традиционными покупателями высокоолеинового масла для Украины остаются страны Европейского Союза. Также в этом сезоне Украина освоила новые рынки сбыта данного вида масла, первая танкерная партия ушла на США и, после длительного перерыва, возобновились отправки на рынки Китая и Малайзии.
В этом маркетинговом году в четыре раза по сравнению с предыдущим сезоном вырос объем экспорта рафинированного подсолнечного масла, который достиг 40 тыс. тонн. Экспорт других видов растительных масел в текущем периоде снизился в 2 раза.
Так, кукурузного масла за 2019-2020 МГ экспортировано всего 5,39 тыс. тонн против 9,67 тыс. тонн в прошлом маркетинговом году. Рапсового масла в 2019-2020 МГ отправили на экспорт 68,2 тыс. тонн, что на 48,4 тыс. тонн меньше, чем в предыдущем сезоне. Экспорт соевого масла в этом маркетинговом году показал самую низкую цифру за последние 5 лет - 31,3 тыс. тонн. По сравнению с прошлым сезоном объем экспорта упал на 72%.
Китай и в этом году лидирует в рейтинге импортеров украинского рапсового масла с показателем 61,3 тыс. тонн, но данная цифра ниже показателей предыдущего МГ на 35%.
Первая шестерка лидеров среди экспортеров подсолнечного масла остается неизменной и в этом году. На долю шести крупнейших компаний приходится почти 80% рынка. Но рост экспорта прослеживается не у каждой.
Первое место в качестве экспортера занимает компания Kernel, которая отправила 1,47 млн тонн - на 5% больше, чем в предыдущем году. Компания COFCO, которая находится на 2-й строчке рейтинга, экспортировала в этом сезоне 944,23 тыс. тонн масла, что на 10% больше, чем в предыдущем. 3-е место в топ экспортеров четвертый год подряд принадлежит компании Bunge, которая отгрузила 603,66 тыс. тонн растительного масла. Это на 12% меньше, чем в прошлом сезоне, однако достаточно для того, чтобы сохранить за собой позицию в тройке лидеров.
В целом ухудшение результатов в этом сезоне показала Vioil: как шиппер – минус 2 позиции в рейтинге, и минус 18% от экспорта по сравнению с прошлым годом, невзирая на наращивание производства высокоолеинового и бутилированного подсолнечного масла. Почти в 5 раз уменьшила экспорт подсолнечного масла компания Engelhart, которая свернула свою деятельность в Украине.
Топ-3 стран-импортеров украинского подсолнечного масла остался неизменным с прошлого сезона. И хотя некоторые страны уменьшили объемы импорта в 2019-2020 году, это не повлияло на их позиции в первых трех строчках таблицы.
Большая часть - 33,1% украинского подсолнечного масла, в этом маркетинговом сезоне отправилась в Индию, которая традиционно возглавляет топ импортеров этого продукта. При этом индийский импорт сократился на 16% в сравнении с предыдущим сезоном, поскольку серьезную конкуренцию украинскому подсолнечному маслу в Индии составило российское.
Продолжает наращивать импорт украинского масла Китай - плюс 11% против предыдущего МГ. На этом рынке Украина также испытывала достаточно сильное конкурентное давление со стороны российской продукции.
Продолжается наращивание экспорта подсолнечного масла в европейские страны - до 32% от общего числа отправок. Основной рост показали Испания (+23%), Италия (+10%), Франция (+100%). Негативна динамика импорта у Великобритании (-15%), Португалии (-61%) и Греции (-9%).
Турция в 2019-2020 МГ увеличила импорт подсолнечного масла на 85% по сравнению с предыдущим годом. 23,57 тыс. тонн масла импортировали США, поднявшись на 11 строчек в рейтинге импортеров. Судан увеличил импорт подсолнечного масла с Украины в 4,5 раза (61,85 тыс. тонн) и занял 12-ю строку рейтинга против 23-й в прошлом.
Читайте также Баржи дают диверсификацию доставки – интервью с United Barge о речных перевозках масла