Европейская бизнес ассоциация, выступая за внедрение принципов циркулярной экономики в Украине, одним из направлений которой является превращение отходов в ресурс - предлагает более эффективно использовать отходы промышленности, в том числе металлургические шлаки, в дорожном строительстве.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на заявление ЕБА.

"В Украине уровень использования металлургических шлаков составляет около 40-50%, а уровень использования золошлаковых материалов не превышает 30%. Хотя, эти отходы могут стать качественным и дешевым заменителем первичного сырья в дорожном строительстве и производстве стройматериалов", - заявили в ЕБА.

По подсчетам Европейской бизнес ассоциации, во время дорожного строительства в рамках программы "Большого строительства" в 2020 году, замена 30% щебня на шлаковые материалы позволит сэкономить 420 млн грн бюджетных средств. Так, при замене 30% материалов золошлаками, экономия бюджетных средств может потенциально превысить отметку в 500 млн грн.

"Вопрос рециклинга отходов промышленности, составляющих 97% ежегодного объема образованных отходов в Украине, имеет большой потенциал и доведен международными практиками", - считает координатор Комитета экологии и устойчивого развития ЕБА Ольга Бойко. 

В ассоциации отмечают, что переработка шлаков и золошлаков - современная мировая тенденция экономики замкнутого цикла, к примеру, в Европе повторно используют до 90% шлаков и 43% золошлаков от общего годового объема в строительстве и асфальтировании дорог. 

Проанализировав ситуацию на рынке промышленных отходов в Украине Комитет экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации предлагает решения для их рационального использования.

В частности, в ЕБА предлагают разработать нормативно-правовую базу о порядке прекращения статуса отходов для металлургических шлаков и золошлаковых материалов; расширить требования экологичности при осуществлении публичных закупок в сфере дорожного хозяйства, а также разработать новые современные стандарты ДБН и ДСТУ с обязательным использованием "восстановленных" промышленных отходов при проектировании и строительстве.

Также в асооциации предлагают разработать и внедрить механизм компенсации затрат на логистику крупнотоннажных "восстановленных" промышленных отходов; разработать механизм применения налоговых льгот или предоставления государственных программ льготного кредитования для предприятий, использующих вторичное сырье и занимающихся его заготовкой и, кроме того, способствовать строительству цементобетонных дорог (особенно на направлениях с большой нагрузкой) с использованием вторичного сырья.

Кроме того, эксперты ЕБА призвали разработать и внедрить простой механизм замены в существующих проектах и ​​при новом строительстве, капитальном, среднем и текущем ремонте дорог, природных материалов на аналогичные материалы из "восстановленных" промышленных отходов и усилить нормы по предпочтению вторичным материалам в публичных закупках к постепенному введению требования об обязательном их использовании при осуществлении работ и услуг в местностях, находящихся на расстоянии до 200 км от металлургических комбинатов и ТЭС.

Напомним, ЦТС сообщал, что Донецкая область стала первым регионом в Украине, где в 2020 году при ремонте дорог стали использовать отходы металлургического производства - шлаки. 

Ранее Кабмин разрешил использовать металлургические шлаки при строительстве дорог. Соответствующее распоряжение было опубликовано в газете "Урядовый курьер" от 19 февраля 2020 года.