Украина может увеличить использование шлаков в дорожном строительстве как минимум в пять раз.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на исследование GMK Center.

В Украине насчитывается около 430 тыс. км дорог. Если ежегодно ремонтировать хотя бы 3 тыс. км (около 0,6% их количества), то потребление шлаков увеличится минимум до 5 млн т, что в пять раз превышает сегодняшние объемы использования этих материалов.

"Переход на использование шлаков вместо щебня и песка из карьеров - это вопрос государственной экологической политики. С другой стороны, важно, чтобы дорожные работы финансировались", - говорит аналитик GMK Center Андрей Глущенко.

В качестве примера применения шлаков для прокладки дорог аналитик привел недавнее строительство участка улицы в австралийском Сиднее.

Часть дорожного полотна австралийцы сделали из геополимерного бетона. Бетон изготовлен из смеси доменного шлака и золы от ТЭС. Пока участок дороги тестовый, и состояние полотна будут контролировать датчики. Если опыт окажется успешным, его применение будут расширять.

шлак 1

Другой пример тоже родом из Австралии - это кольцевая дорожная развязка Oak Flats Interchange в Новом Южном Уэльсе. На ее строительство ушло около 50 тыс. т шлаков. Проект осуществила австралийская компания ASMS, которая уже утилизирует до 1,2 млн т шлакосодержащих материалов в год.

шлак 2

Украина использует приблизительно вдвое меньше шлаков, чем другие страны мира.

В 2018 году страна утилизировала менее половины шлаков от металлургического производства  - 48% доменных шлаков и 37% сталеплавильных шлаков.

Украинские предприятия страны отправили на утилизацию лишь 4,9 млн т шлаков, или 45,5%. При этом 2,1 млн т пошло на производство цемента, еще 1 млн т - на дорожное строительство.

Мировой опыт подтверждает эффективность использования шлаков в строительстве. Например, в Великобритании мост Королевы Елизаветы II построен с использованием 40 тыс. куб м доменного шлака.

шлак 3

На строительство здания и взлетно-посадочной полосы аэропорта Toowoomba Wellcamp Airport в Австралии ушло 100 тыс. т геополимерного бетона. Эта технология позволила сократить выбросы СО2 на 6,6 тыс. т.

шлак 4

Ранее ЦТС писал о том, что территориальные дороги Украины будут восстанавливать по трем технологиям. Один из вариантов предусматривает использование отходов промышленности (ориентировочная стоимость 6 млн грн/км) при строительстве дорог в восточной части Украины.