Министр инфраструктуры Владимир Омелян предложил авиакомпании Qatar Airways открыть в Украине свою дочернюю фирму Qatar Airways Ukraine, которая могла бы заниматься не только грузоперевозками, как сообщалось ранее, но и пассажирскими - внутри страны.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на У відпустку.

"Это серьезное предложение. Мы видим, что на внутреннем рынке Украины у нас хронически не хватает самолетов. Я считаю, что этот спрос мог бы быть удовлетворен за счет создания в Украине "дочки" Qatar Airways, которая бы выполняла внутриукраинские полеты. От арабской авиакомпании не потребовались бы большие инвестиции, здесь можно будет оперировать даже не среднемагистральными Boeing, а можно будет обойтись обычными Embraer или Bombardier с пассажировместимостью до 100 мест", - рассказал Омелян.

Министр говорит, что создание дочерней фирмы также может быть интересным для Qatar Airways с точки зрения доступа к маршрутам из Украины, поскольку в таком случае авиакомпания летала бы в качестве украинского авиаперевозчика.

"Катар также хочет подписать соглашение с ЕС о совместном авиапространстве, но пока не добился этого. На нашей встрече во вторник, 9 апреля, посол Катара в Украину положительно отреагировал на наше предложение. Со своей стороны мы готовы поддерживать создание Qatar Airways Ukraine", - отметил Омелян.

Как известно, Qatar Airways придерживается другой тактики в своей международной экспансии - перевозчик, как правило, покупает доли в иностранных авиакомпаниях, а не создает новые. В частности, ранее Qatar Airways приобрел доли в таких авиакомпаниях как TAM Airlines, Cathay Pacific и Meridiana, а также в International Consolidated Airlines Group (IAG), которой принадлежат такие перевозчики как British Airways, Iberia, Vueling. Это позволяет более основательно использовать коммерческие преимущества других авиакомпаний: доступ к удаленным рынкам продаж, использование назначений на воздушные линии и слоты в загруженных аэропортах, предложение своим пассажирам дополнительных вариантов перелетов, доступы в лаунж, унифицирование правил перевозки и нормы провоза багажа, а также активное участие в дальнейшей судьбе авиакомпании в качестве акционера.

Соблюдение такой тактики не исключает того, что именно в Украине перевозчик может создать свою дочернюю фирму. Председатель наблюдательного совета "Украинского авиатранспортной ассоциации", исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко считает, что Qatar Airways было бы интересно открыть в Украине свою дочернюю фирму.

"У перевозчика сейчас не задействована часть среднемагистральных самолетов из-за санкций многих других арабских стран, - объясняет он. - Создав в Украине дочернюю авиакомпанию, по сути, украинского перевозчика, Qatar Airways мог бы летать из Украины как по Европе, так и в другие части света. А когда Украина подпишет соглашение о едином авиапространстве с ЕС, то такая авиакомпания сможет выполнять полеты и внутри ЕС".

В то же время, по мнению Мазуренко, создание своей дочерней авиакомпании принесет мало пользы для главного хаба Qatar Airways в Дохе. Ведь подпитывать пассажирами этот аэропорт из-за пересадки в Киеве не очень удобно технологически, объясняет он.

Бывший председатель Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк напоминает, что большинство дочерних авиакомпаний в Украине и России, за исключением разве что Wizz Air Ukraine, создавались, в первую очередь, для перевозки на курорты и, прежде всего, в Турцию и Египет чартерными рейсами.

"Но такие методы ведения бизнеса не характерны для Qatar Airways, так как основная стратегия этой авиакомпании - регулярные перевозки в верхнем ценовом сегменте с предоставлением полного сервиса как на борту, так и в аэропорту с качественным бизнес-классом и премиум сегментом в эконом-классе", - говорит он.

Поэтому Qatar Airways, если и будет создавать в Украине свою дочернюю авиакомпанию, то она будет концентрировать свое внимание на регулярных перевозках, считает Антонюк.

"Но в таком случае перевозчику придется работать в достаточно сложных условиях. Учитывая позицию украинской власти - практически полной либерализации авиационного сообщения с Европой и фактической закрытости Востока и России для украинских перевозчиков, новая авиакомпания сможет выполнять полеты разве что в Европу", - считает Антонюк.

И все же даже если Qatar Airways и отклонит украинское предложение, в Украине могут заработать дочерние фирмы других иностранных авиаперевозчиков.

"Кроме предложения для Qatar Airways, мы уже имеем примерно две заявки от других авиакомпаний на создание дочерних фирм в Украине. Одна из них это Wizz Air, которая восстанавливает здесь работу Wizz Air Ukraine. И еще один авиаперевозчик смотрит на украинский рынок", - говорит Омелян.

Ранее ЦТС писал о том, что Госавиаслужба подпишет договор с Катаром на снятие ограничений на авиаперевозки.