Баланс украинского рынка дизельного топлива в 2018 году составил 6,51 млн т, что является рекордом за последние 17 лет.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на enkorr.

По данным "Консалтинговой группы А-95", в прошлом году объем рынка вырос на 8,5%, по сравнению с 2017 годом. В балансе 2018 года импортные поставки дизельного топлива обеспечили 89%, 11% пришлось на украинских производителей "Укртатнафта" и "Укргаздобыча".

Крупнейшим поставщиком дизтоплива стала Россия, ее доля в балансе выросла с 31% до 40%. Основным каналом поставок стал нефтепродуктопровод "Прикарпатзападтранс", который нарастил объемы на 32% - до 2,42 млн т. Из этого объема 1,98 млн т было поставлено на терминалы в Новограде-Волынском (Житомирская обл.), Смыге (Ривненская обл.) и Дубриничах (Закарпатская обл.). Остальные 433,7 тыс. т поступили по смешанной логистической схеме с перевалкой из трубы в железнодорожные цистерны на терминале в Гомеле (Беларусь). Поставщиком данного объема топлива стал швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A.

По железной дороге было поставлено 179,4 тыс. т российского дизтоплива. В 2018 году весь объем пришелся в адрес компании "Укрэнерджи".

Вторым по мощности направлением импорта стала Беларусь - 2,34 млн т (что на 8% меньше по сравнению с 2017 годом, когда было поставлено 2,156 млн т). Доля белорусского ресурса на рынке сократилась с 40% до 33%.

Поставки концерна "Орлен" ограничились литовским продуктом, импорт дизтоплива из Польши в 2018 году не осуществлялся. Всего было поставлено 456 тыс. т или на 15,6% меньше, чем годом ранее.

Импорт через морские порты в 2018 году вырос на 14,7% с 492 до 564 тыс. т. В основном это ресурс из Туркменистана (187 тыс. т), России (112,5 тыс. т) и Греции (78 тыс. т). Доля морского импорта в балансе рынка выросла с 8,2 до 8,7%.

Внутреннее производство, по оценкам "А-95", в прошлом году сократилось на 1,4% до 736 тыс. т. Кременчугский НПЗ "Укртатнафта" увеличил выпуск дизтоплива на 0,5%, до 653 тыс. т. Шебелинский ГПЗ "Укргаздобычи" сократил производство на 14,4%, до 83 тыс. т. Доля внутреннего производства в балансе рынка в 2018 году составила 11,3% против 12,4% годом ранее.

"Рост потребления дизельного топлива является основной тенденцией рынка моторных топлив Европы на протяжении последних 20 лет. В некоторых европейских странах часть автомобилей на дизтопливе достигает 80%, что было продиктовано политикой Евросоюза, который провозгласил его экономным топливом. Однако в последние годы власти ЕС объявили дизтопливо едва ли не самым экологически вредным энергоносителем и внедряют всяческие программы по переводу транспорта на альтернативные энергоносители, приоритетными среди которых считается электричество и природный газ. Крупные европейские города уже заявили о скором запрете дизельному транспорту на въезд", - поясняют тенденции последних лет в "А-95".

Ранее ЦТС писал о том, что "Укрзализныця" рассматривает варианты закупки дизтоплива за границей. Ожидалось, что новый канал поставок горючего поможет госкомпании добиваться наилучшей для себя цены. Директор по экономике и финансам УЗ Андрей Рязанцев тогда заявил, что компания встретила сильное сопротивление участников топливного рынка при попытках внедрить формульный подход в тендерах, где цена была бы привязана к котировкам Platts. Были и обжалования в АМКУ, и отказ поставщиков выполнять договоры без повышения цены в расчете на то, что УЗ некуда будет деваться из-за дефицита запасов.